Разумеется, речь идёт о разных масштабах бизнеса, однако итоги 2018 года вызвали настороженность экспертов в отношении модернизации и цифровизации производств. Образно говоря, поезд прогресса уже тронулся, но большинство небольших фирм не спешат запрыгнуть в последний вагон уходящего состава.
Фактор первый: цифровизация – это сокращение издержек
Государственные программы поддержки текстильщиков, в том числе финансовые, начинают влиять на основные производственные показатели. Для того чтобы меры поддержки заработали, понадобилось три года, и сегодня ситуация выглядит следующим образом:
Картина складывается весьма любопытная:
- Практически все текстильные предприятия, закупившие ПО и раскройные линии, вдвое снизили количество отходов раскроя. Некоторые наладили из отходов выпуск качественных обтирочных материалов, двигаясь в сторону безотходных технологий;
- Наиболее продвинутые компании сократили перезапуск линий до нескольких часов, в среднем по отрасли это 1-3 дня;
- Время разработки образцов и подготовки к выпуску промышленной партии сокращается рекордными темпами – не больше 10 дней. В 2018 году некоторые фирмы, используя новые программные комплексы, смогли отказаться от пошива «лишних» пробных образцов.
Отдельно обратим внимание на снижение себестоимости у тех, кто активно внедряют цифровые технологии. Пока это на стоимости вещей для конечного покупателя заметно не отразилось, но цифровизация создает возможность ценового манёвра.
Работа по старинке снижает конкурентоспособность
На фоне сокращения издержек «продвинутых» текстильщиков значительно ухудшилась ситуация среди аутсайдеров отрасли.
В легкой промышленности и без того непростая ситуация с распределением доходов, которую в минувшем году усугубила неравномерная модернизация. Фактически «богатые» предприятия текстильной промышленности активнее внедряют цифровые технологии и зарабатывают больше, «бедные» (или не активные) продолжают работать по старинке, накапливая убытки и потери.
Проблемы с реализацией мы уже подробно анализировали, сегодня есть данные, позволяющие оценить масштабы нарастающего разрыва.
Любопытная картина, в которой хорошо видно, что минимум 10-15% готовых вещей не находят покупателей. Точнее, они отдаются за бесценок, фактически «на вес» и расходятся в глубинке России. График довольно точно отражает положение в отрасли, хотя и составлен на основании данных по одежде:
- Самостоятельные текстильные предприятия сокращают складские запасы, предпочитая отшивать вещи после получения заказа, в том числе с предоплатой. Отсюда – относительно высокие значения реализации;
- Крупные объединения занимаются маркетингом и оценкой рынка, поэтому объём продаж уверенно растёт. Плюсом является возможность оперативно «перенастраивать» выпуск продукции, в том числе с перераспределением внутри группы компаний;
- Примерный общий уровень проданной одежды третий год колеблется у отметки 60-70%, причём на графике отражены приведённые данные. Иными словами, учтена продажа остатков предыдущего отчетного периода.
Текстильная промышленность предприятиям небольшим ошибок не прощает, они сильно зависят от грамотности менеджмента. К сожалению, многим руководителям кажется, что, работая по старинке, можно удержаться на плаву, но сухая статистика весьма красноречива. «Отсталые» компании не выдерживают конкуренции, загоняя себя в угол нежеланием менять подходы к ведению дел.
Когда растут убытки, цифровизация на последнем месте
На прошедшей в марте Российской неделе состоялась конференция, в рамках которой обсуждались корректировки политики субсидирования легпрома. К сожалению, на ней практически не присутствовали представители малого бизнеса, и вопрос небольших, но «длинных» денег опять не был рассмотрен. Фактически цифровизация производства крупных групп и помощь Минпромторга РФ помогает им «зачищать» рынок от мелких и назойливых конкурентов.
Пока удержаться на плаву малому бизнесу помогает гибкость, но нехватка финансирования не позволяет оперативно модернизировать мощности. Отсутствие возможности ценового манёвра приводит к нарастанию убытков не только самих предприятий, но и связанных торговых точек.
Показательная картина, не правда ли? Некоторые чиновники Счетной Палаты РФ, ведущие проверку деятельности лёгкой промышленности, считают, что суммы потерь завышены, но в пределах 10-15%. Печально, что на фоне роста доходности в торговом секторе, растут убытки небольших магазинов и торговых точек, прямо связанных с конкретными производителями. Ожидания продавцов в 2018 году, связанные с небольшим ростом располагаемых доходов россиян, не оправдались.