Найти в Дзене
АКСОН научком

ТОП-24 ресурса для коммуникаторов от науки

Оглавление

Научный пиар – сфера специфическая, круг специалистов не столь широк, а тема по-прежнему нуждается в популяризации. Эксперт Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), директор мастерской научных коммуникаций Летней школы, специалист пресс-службы МФТИ Алена Гурьева подготовила подборку образовательных ресурсов для тех, кто хочет заниматься продвижением науки и получить необходимую базу для работы в этой области.

Фото: shutterstock.com
Фото: shutterstock.com

Подборка обобщает существующие источники и образовательные возможности. Если вы уже работаете, то сможете найти в ней ответы на вопросы, возникающие в практике, а если начинающий научный коммуникатор — то сориентироваться в динамично развивающемся профессиональном поле и получить ответы на вопросы «что посмотреть, что почитать и куда податься».

В России, в условиях дефицита кадров, грань между самоопределением научного коммуникатора и научного журналиста особенно тонка. Оставив за порогом вопросы этики, скажу только, что и тем, и другим важно понимать особенности работы друг друга, поэтому ресурсы по научному пиару и журналистике мы разделять не стали.

Видеолекции

Курс «Миссия SciComm» от Университета ИТМО

Этот курс позволяет познакомиться практически со всем многообразием возможностей в сфере научной коммуникации. Он состоит из четырех блоков:

  • научный PR и научная коммуникация в широком смысле;
  • научная журналистика;
  • пространственно-визуальные форматы научной коммуникации;
  • тонкости коммуникаций ученых с обществом без посредников.

Курс лекций научных журналистов «Наука в медиа»

Осенью 2016 года на Физтехе журналисты научно-популярных изданий рассказывали, как делать сложные научные открытия понятными и интересными широкой аудитории. Что-то с тех пор поменялось: кто-то перестал быть главредом или сменил редакцию, но лекции по-прежнему актуальны, если вы хотите в целом разобраться что к чему. Разбирали как конкретные текстовые форматы, так и миссию научпопа в ретроспективе.

Курс проводился два раза, поэтому есть еще плейлист, в котором добавились новые спикеры. Кстати, если вы еще не знакомы с лекторами, то советую подписаться на их аккаунты на Facebook — некоторые из них рассказывают об «увлекательной кухне» редакций и пресс-служб.

Курс для ученых «Наука в медиа 2.0»

Этот мини-курс от пресс-службы Физтеха больше сфокусирован на взаимодействии коммуникационных служб и ученых. Мы рассказали исследователям, чем может быть полезно продвижение научной работы на широкую аудиторию, как с его помощью наладить взаимодействие с коллегами и грантодателями, а также привлечь в лабораторию новых сотрудников. Здесь частично отражен опыт «коммуникационной лаборатории» 2017 года: поделились нашими лайфхаками написания научных пресс-релизов, дали инструкцию ученым по взаимодействию со СМИ, введение в графический дизайн и многое другое.

II форум научных коммуникаторов

Профессиональная «сходка» коммуникаторов летом 2018 года. Участники обменивались опытом и лучшими практиками. В форуме принимали участие научные коммуникаторы, представители научно-популярных СМИ, социологи науки и известные ученые, а также были дискуссии между экспертами по актуальным проблемам профессии. Подробную программу и таймлайн можно найти сразу под описанием видео.

Книги

Благодаря усилиям команды Университета ИТМО, прекрасного журналиста Ольги Добровидовой, проекта «Коммуникационная лаборатория» и издательству «Альпина нон-фикшн» в прошлом году вышло три переводных книги-хита. На мой взгляд, две из них дают отличные вводные для знакомства с зарубежным опытом, а одна может стать буквально настольной книгой каждого научного коммуникатора, особенно начинающего.

Мэттью Шипман (Shipman Matthew). Научная коммуникация: руководство для научных пресс-секретарей и журналистов
Мэттью Шипман (Shipman Matthew). Научная коммуникация: руководство для научных пресс-секретарей и журналистов

Мэттью Шипман, отдавший много лет научной журналистике, а впоследствии ставший научным пресс-секретарем в Университете Северной Каролины, делится тонкостями этого искусства. Как написать пресс-релиз или пост в специализированный блог, как привлечь к теме журналистов, как организовать взаимоотношения с научным коллективом, как раскручивать материал в соцсетях. И самое главное: что нужно, чтобы полюбить науку и свою работу, посвященную популяризации науки.

Массимиано Букки (Bucchi Massimiano), Брайан Тренч (Trench Brian). Пособие по общественным связям в науке и технологиях
Массимиано Букки (Bucchi Massimiano), Брайан Тренч (Trench Brian). Пособие по общественным связям в науке и технологиях

Книга представляет собой обзор научной коммуникации в широком контексте: авторы рассматривают ученых в популярной культуре, научные музеи, исследования в научной коммуникации и многое другое. Эту книгу по праву можно назвать «энциклопедией», которая содержит подробный обзор важнейших проблем, перспектив и актуального состояния столь быстроразвивающейся области, как коммуникация науки и общества.

Дебора Блюм (Blum Deborah), Робин Маранц Хениг (Henig Robin Marantz), Мэри Кнудсон (Knudson Mary). Полевое руководство для научных журналистов
Дебора Блюм (Blum Deborah), Робин Маранц Хениг (Henig Robin Marantz), Мэри Кнудсон (Knudson Mary). Полевое руководство для научных журналистов

Эту книгу написали специалисты Национальной ассоциации научных журналистов — настоящие профи и лидеры области. Они делятся секретами ремесла — от поиска идей и источников до безупречного стиля. Авторы объясняют, как пробиваться через информационный поток к важным сюжетам и как написать захватывающую историю, способную заинтересовать как специалиста, так и простого обывателя. От себя добавлю, что в книге есть отдельная глава, посвященная научной коммуникации в организациях, где рассмотрены и антикризисные коммуникации в научном поле.

Сборники научного PR от РВК

Живой и актуальный опыт тех, кто прямо сейчас занимается нелегким делом популяризации науки в России, изнутри знает проблемы и активно ищет решения, собран в пособиях от РВК.

Чтобы понимать, как развивалась и развивается научная коммуникация в России, познакомьтесь с «Формулой научного PR», которая даст вам представление, как всё начиналось и куда движется сейчас.

Формула научного PR, выпущена в 2014 году — на заре формирования сообщества научных коммуникаторов в России.

Формула научного PR 2.0, выпущена в 2016 году. Здесь объединены интересные практики из разных регионов, успешные и не очень, требующие специальных знаний и ресурсов и доступные каждому, кто хочет популяризировать науку.

Формула научного PR 3.0, выпущена в 2017 году — научная коммуникация в России постепенно синхронизируется с глобальным контекстом.

Фото: Университет ИТМО
Фото: Университет ИТМО

Исследование состояния научной коммуникации в России

Помимо кейсов, российский опыт обобщен в двух исследованиях, которые в разные годы проводились РВК, SPN Communications и Университетом ИТМО. Здесь про количественные и качественные показатели медиаполя науки, лидеров сферы среди организаций, про вовлеченность и интерес общественности к науке, анализ зарубежного поля и трендов, а также практические рекомендации.

Динамика развития отрасли научной коммуникации в России 2014—2015 гг.
Динамика развития отрасли научной коммуникации в России 2016—2017 гг.

Посмотрели, почитали, теперь хочется чего-тоболее серьёзного?

Курсы

Онлайн-курс Университета ИТМО

В качестве академической дисциплины научная коммуникация в России действительно делает лишь первые шаги, но на практике она давно и стремительно развивается. Онлайн-курс от ИТМО сосредоточен на практических задачах и дает студентам навыки, которые они смогут использовать в реальной работе в научно-популярных СМИ или департаментах коммуникаций научных учреждений. Например, лекторы учат работать с научными источниками и писать новости.

Курс запускался уже 5 раз, и каждый раз на него регистрируется более 700 слушателей. Однако это свидетельствует не только о популярности научного направления PR, но и о признании профессии на более серьезном уровне: по итогу можно получить сертификат о повышении квалификации гособразца.

Курс научной журналистики Андрея Константинова

Под эгидой журнала «Русский репортер» уже несколько лет идет курс по научной журналистике. Его ведет редактор отдела науки «РР» и научно-популярного журнала «Кот Шрёдингера», пятикратный лауреат конкурса инновационной журналистики Tech In Media Андрей Константинов. Курс Андрея состоит из двух компонентов: экскурса в науку и практических занятий (от простых к сложным, с возможностью потом опубликовать их в «РР» или других дружественных изданиях).

Выпускники в этом году выиграли два первых места из четырех Tech in Media, а ваш покорный слуга смог в 2016 году найти работу в МФТИ даже когда не было открытых вакансий.

Летняя школа. Школа наука и журналистика (ШНЖ)

Школа «Наука и журналистика» (ШНЖ), пожалуй, — один из самых крупных в России проектов по подготовке популяризаторов науки. В результате работы этой мастерской несколько лет назад, например, появился журнал «Кот Шрёдингера», а уже через полтора года на государственном конкурсе его признали лучшим в стране печатным изданием о науке.

Программа каждый год несколько варьируется, но основные блоки такие: мастер-классы от научных журналистов, лекции ученых и популяризаторов науки, семинары с разбором качественных журналистских материалов, а также практические занятия по сбору информации, выбору темы, формулированию питча для редактора, технологии письма, переговорам и т.д. Подавать заявки можно будет примерно с апреля, а учёба проходит непосредственно летом: в конце июля-начале августа.

Летняя школа. Мастерская научной коммуникации 

Это недельное мероприятие в формате палаточного лагеря, которое проходит на базе ОИЯИ под Дубной. Мы стремимся дать знания тем, кто хочет работать в области корпоративных научных коммуникаций: в пресс-службах вузов, НИИ и музеев. Приглашаем на Школу лучших практиков, чтобы дать необходимую базу для работы и укрепить профессиональное сообщество научных коммуникаторов.

К нам уже приезжали PR-консультант Дина Мостовая, президент АКСОН Александра Борисова, руководитель пресс-службы Физтеха Алена Гупаисова, а также журналисты ведущих изданий, пишущих о технологиях и многие другие.  В этом году мы расширяемся и будем делать отдельную программу для учёных, которым интересно взаимодействие с широкой общественностью.

Также, как и в случае с ШНЖ, подавать заявки можно будет примерно с апреля, а учёба проходит непосредственно летом: в конце июля-начале августа. Найти нас и пройти отбор можно будет здесь.

Фото: Слава Замыслов / Летняя школа
Фото: Слава Замыслов / Летняя школа

Магистратуры

Магистратура по научной коммуникации Университета ИТМО

Команда Университета ИТМО в 2016 году запустила первую в России магистерскую программу по #scicomm. Помимо основных курсов по журналистике и пиару, здесь учат наукометрии и анализу данных, теории коммуникации, визуализации, научной политике и новым медиаформатам.

Кроме того, студенты имеют возможность принимать участие в выездных и заграничных стажировках, а также поехать по программе обмена в Университет Рейн Ваал (Германия) — один из лидирующих центров развития научной коммуникации в Европе.

Чтобы у вас не оставалось сомнений в достоинствах этой магистратуры — почитайте материал на chrdk.ru. Студенты уверенно говорят, что придут в научную организацию и смогут сделать ее лучше. Из классных бонусов: на программу есть конкурс по портфолио, который дает возможность поступить без экзаменов.

Магистратура «Искусство и наука /Art&Science» Университета ИТМО

Art & Science — это еще пока очень непривычное, но стремительно развивающееся направление российской культуры. Курс обучения построен на принципах конвергенции последних достижений в области высоких технологий (биологии, IT, фотоники, оптики, робототехники) в сочетании с прикладной художественной практикой.

По словам создателей магистратуры, здесь можно развить художественную интуицию, реализовать свой креативный потенциал и создать авторские проекты, способные откликнуться на глобальные вызовы современности используя языки высоких технологий и творчества. Есть возможность поступить по конкурсу портфолио. Учиться нужно будет на английском.

Магистратура по научной журналистике СПбГУ

Научных журналистов, пользующихся авторитетом в научной среде и способных доступно излагать объективно сложную проблематику, всё еще мало. В СПбГУ готовят универсалов, имеющих общенаучную теоретическую базу и обладающих практическими навыками создания научно-познавательных медиатекстов для разных видов СМИ.

Группы в соцсетях, за которыми стоит следить

АКСОН, ассоциация коммуникаторов; там же можно почитать свежее исследование рынка научных коммуникаций в институтах и вузах

Коммуникационная лаборатория: объединяет коммуникаторов, собирает и создает методички по работе

SciComm Russia: группа в Facebook для тех, кто работает коммуникатором в научном институте или вузе

Клуб научных журналистов: группа в Facebook, где иногда публикуют вакансии

Центр научной коммуникации ИТМО: выкладывают подборки полезных статей и книг из зарубежных источников, а также оперативно делятся вакансиями и стажировками сферы

Если вы знаете дополнительные ресурсы, не стесняйтесь писать на gureva.geo@gmail.com. Мы все — первопроходцы, которые могут внести свой вклад в развитие отрасли.

Алена Гурьева. Из личного архива
Алена Гурьева. Из личного архива

Подборка также была опубликована на портале Mediabitch