Найти в Дзене
Мыслишки.

Заказ товара. Продажа и остаток(ч.2)

Серия статей о заказе товара для своего магазина. Пошагово разберем варианты заказа и их параметры. Следует учитывать, что магазины различаются между собой как по тематике, так и по расположению, поэтому каждый магазин уникален. Но можно рассмотреть основные моменты.
Мы разделим варианты заказа на отдельные статьи, так как заказ товара - очень сложная и интересная задача. Постараемся перейти от ручного труда к эффективному заказу.

Заказ товара. Продажа и остаток

Мы продолжаем совершенствовать свои знания и понимания формирования списка товара для заказа. Еще один из вариантов простого заказа товаров. В отличии от предыдущего варианта «Продал-купил», этот вариант позволяет исключить затоваренность магазина, за счет понимания текущего остатка товара.

Для этого метода уже будет сложно обойтись без ПК и программы учета. Возможно, в программе Эксель, Вы сможете вносить продажи за каждый день и сделать формулами отображение необходимых данных, но если Вы уже заинтересовались этим методом, то стоит подумать о программе учета товара. Сейчас есть множество программ учета, начиная от бесплатных (ОПСУРТ), частично бесплатных, платных программ от простых до дорогостоящих, с учетом деятельности магазина (продажа, производство, сервисный центр и т.д.).

Для получения списка товара для заказа необходимо получить довольно простой отчет. Отчет должен показать список товара, которые продавался за выбранный промежуток дат, количество проданного товара, количество возращенного товара (необязательно) и количество товара на остатках на текущий момент.

Диапазон дат следует выбирать под ваш магазин и вид деятельности. Например, в аптечном бизнесе, заказ товара делается ежедневно, и для анализа берутся 1-3 дня. Для магазина электротоваров, берется период больший, например, пара недель или месяцев.

В основном этот показатель зависит от частоты заказа товара. Хотя не исключено, а в некоторых случаях даже необходимо ориентироваться не на частоту заказа товара, а на необходимость заказа! Если Вы привыкли заказывать товар раз в неделю, и получаете что к концу недели у вас постоянно нехватка того или иного товара, а заказывать будете только в понедельник, то Вы теряете прибыль, Вы теряете лояльность клиентов, которые или больше не придут в Ваш магазин, или будут ходить к Вам в начале недели, покупая товар в выходные дни в других магазинах.

Предполагается, что анализируется период чуть больший чем частота заказа. Например, при ежедневном заказе анализируем 1-3 дня. Диапазон анализа стоит иногда расширять, например не 1-3 дня, а за 7 дней – это позволит не упустить товар, который продался больше, чем 3 дня назад, но не был заказан по предыдущему отчету – возможно закончился у поставщика.

Пример отчета «Продажи и остаток» за два дня.

По сформированному отчету за период 2 дня (вчера и сегодня) видно, что:

- Товар1 и Товар4 – хоть и продавался, но имеется на остатках в достаточном количестве, чтобы не заказывать его еще некоторое время.

- Товар2 – следует немедленно заказать, так как за пару дней его продано 15 штук, а заказ товара, доставка, оприходование займет еще какое-то время, а на остатках его уже очень мало, то есть при том же темпе продаж, он закончится на полке магазина еще до распечатывания этого заказа )

- Товар3 – скорее следует заказать. Остаток товара не такой низкий как у Товар2, но и в соотношении с продажами уже не такое и большое. Тут срабатывает некое условие – товар закончится не сегодня, возможно, что и не завтра, скорее всего хватит до следующей закупки товара. Но тут следует понимать, что отсутствие товара на полке – возможная упущенная прибыль!

К плюсам данного отчета можно отнести – исключение затоваренности магазина.

К минусамручная аналитика и человеческий фактор. По мимо того, что надо принять решение по заказу товара в том или ином случае – не исключены и ошибки – неверный вывод по имеющимся данным, или простая невнимательность, усталость.

Мы рассмотрели общий алгоритм заказа товара с учетом остатка. Не следует забывать, что каждый товар, должен учитывать такие параметры как «выводимый ассортимент», «заказной товар» и «залежалый товар» - эти параметры мы рассмотрели в предыдущей статье «Заказ товара. Продал - купил».

Стоит так же заметить, что подобный отчет хоть и позволяет решить проблему «затоваривания», но не является единственным вариантом заказа.

В работе с этим отчетом, мы столкнулись с тем, что необходимо решать – заказывать товар или нет, используя текущий остаток, для некоторых товаров – ответ очевиден, по некоторым – не очень. Да и анализировать вручную большой список товаров – не очень приятная задача.

В данном вопросе, нам бы помогло такое понятие как «минимальный остаток». Мы рассмотрим его в следующей статье, что это такое, как его применять и чем он может нам помочь при заказе товара.

Надеюсь это будет интересно и познавательно. Я попытался поделиться тем, с чем сталкиваюсь, над чем думаю, каике варианты вижу и что предлагаю со своей точки зрения, надеюсь на комментарии, которые помогут как мне, так и другим читателям правильнее освоить данный цикл статей.