Найти в Дзене
Культурное время

Как Ингрид Бергман стала величайшей актрисой: 5 главных фильмов

Оглавление

Великая актриса эпохи Золотого Голливуда, обладательница трех статуэток "Оскар" Ингрид Бергман прошла тяжелый путь: осталась сиротой в 13 лет, потеряв отца (а ранее, когда актрисе было всего 3 года, умерла от желтухи ее мать); уехала из родной Швеции, не зная, сложится ли ее карьера в США; разочарованная тогдашней эстетикой Голливуда и своими неглубокими, в основном, ролями, возвратилась в послевоенную Европу, оставив позади один из самых громких скандалов 40-х годов.

Но ни скандалы, связанные с ее именем, ни бурная личная жизнь, ни проблемы на съемках не помешали ей стать ярчайшей звездой своего времени и одной из лучших актрис мирового кино.

Фильмы, сотворившие из нее легенду 20 века, в этом небольшом списке.

Касабланка (1942)

Ингрид Бергман и Хамфри Богарт на съемках главной американской мелодрамы
Ингрид Бергман и Хамфри Богарт на съемках главной американской мелодрамы

Значение "Касабланки" сложно переоценить. Фильм, воспринятый хорошо (и только) в год выпуска, стал со временем любимой в Америке любовной историей, которую даже в России не знать несколько странно. Замечательно сыгранные роли, убедительнейший дуэт Бергман и Богарта, блистательный (и, что важно, ироничный) сценарий - главные составляющие успеха "Касабланки".

Главный герой, Рик, в исполнении Богарта, владелец кафе в Касабланке, сочувствует европейскому Сопротивлению в лице Виктора Лазло. Тот был участником многих антинацистских акций, сбежал из концлагеря и теперь нуждается в помощи, чтобы пересечь Атлантический океан. Рик может помочь Лазло уехать, но его останавливают чувства к его жене Ильзе, с которой несколько лет назад, в Париже, у Рика был роман.

Газовый свет (1944)

Медленно настигающее безумие в антураже викторианской Англии
Медленно настигающее безумие в антураже викторианской Англии

Классический фильм по пьесе Патрика Гамильтона, давший название одному сложному явлению (Gaslight). Фильм получил две премии "Оскар", в т.ч. за лучшую женскую роль.

Героиня Бергман, юная Пола, влюбляется в музыканта, с которым познакомилась на курсах вокала. Незадолго до свадьбы умирает ее тетушка, известная актриса, и при загадочных обстоятельствах, оставляя Поле большое наследство - и дом, который отчего-то пугает девушку. Переехав вместе с мужем, она скоро начинает слышать странные звуки, постукивания и шорохи на чердаке. Но муж, а вместе с ним и обслуга уверяют, что ничего не слышат и не замечают.

Стромболи, земля Божья (1950)

Один из ярчайших образов Бергман
Один из ярчайших образов Бергман

Первый европейский фильм (после отъезда из Голливуда), в котором снялась Бергман. Восхищенная ранними работами классика итальянского кино Роберто Росселлини, она отправила ему письмо со словами: "Если Вам нужна шведская актриса, прекрасно говорящая по-английски, не забывшая свой немецкий, кое-что понимающая по-французски, а по-итальянски знающая только „Ti amo“, то я готова приехать, чтобы сделать с Вами фильм".

Бежавшая от войны, из родной Литвы, Карин оказывается в итальянском лагере для военнопленных. Ее мечта - остаться в Италии и получить гражданство, и поэтому она выходит замуж за местного рыбака Антонио и позволяет увезти себя на отдаленный остров Стромболи. Привыкшая к шумной и активной жизни Карин нелегко переносит уединение, а сложные, лишенные любви, отношения с мужем еще усугубляют ее душевное состояние.

Человеческий голос (1966)

Бергман в роли постаревшей, отчаявшейся, отвергнутой любимым женщины
Бергман в роли постаревшей, отчаявшейся, отвергнутой любимым женщины

Небольшой (на 50 минут) фильм по пьесе Жана Кокто - пожалуй, самая лучшая работа в поздней фильмографии Бергман. Уже потому, что в фильме нет никого, кроме Бергман - и телефона, в который она нашептывает слова любви, отчаяния или смирения.

Безымянная женщина, оставшись наедине в своей квартире, звонит бросившему ее мужчине. Она понимает, что стареет; что ее соперница - моложе и привлекательнее. Ее монолог - страшная и болезненная исповедь любви, которая осознает свое завершение.

Убийство в Восточном экспрессе (1977)

Эпизодическая роль, принесшая Бергман третий в ее жизни "Оскар"
Эпизодическая роль, принесшая Бергман третий в ее жизни "Оскар"

Один из лучших фильмов классика Сидни Люмета и, вне сомнений, лучшая экранизация этого романа за авторством Агаты Кристи. Сыграв шведскую миссионерку Грету Олсен, одну из подозреваемых, Бергман доказала, что ей необязательно присутствовать на экране постоянно - достаточно нескольких минут, чтобы показать, на что она способна.

Совершенное в Восточном экспрессе преступление становится одной из сложнейших загадок для сыщика Эркюля Пуаро - и он решает ее с присущей ему элегантностью и точностью.

О других фильмах, книгах и прочих явлениях культуры - в следующих публикациях.