Найти в Дзене
РЫКОВ ГРУПП

Профилактика налоговых рисков: теория и практика

Оглавление

Многие представители деловой среды хотя бы раз за свою практику столкнулись с камеральной либо выездной проверкой налоговых органов. Даже если всё закончилось благополучно, пережитый предпринимателем стресс ещё долго остаётся причиной для его беспокойства за свой бизнес.

Но как, по сути, неизбежное контрольное мероприятие превратить в управляемый процесс? Как, будучи собственником или руководителем предприятия не пропустить первые звоночки фискальных проблем и вовремя сделать нужные шаги в правильном направлении? Разберёмся по порядку.

Зона налоговых рисков

Надо понимать, что в современных условиях любая налоговая проверка – это тщательно спланированное мероприятие. Поэтому, когда в организацию из ведомства вдруг начинают поступать запросы о текущей деятельности, то это хороший повод задуматься о причинах столь повышенного интереса. Скорее всего, в этот момент идёт активная работа по сбору недостающей информации о сделках, их последствиях в целях предстоящей проверки.

Даже такая невинная формулировка запроса, как «вне рамок проведения выездного налогового контроля», до недавнего времени не вызывавшая у бизнеса подозрений, теперь является тревожным сигналом. Вероятно, к организации уже начали присматриваться под призмой «проблемного контрагента», а ответы на запросы – это не что иное, как недостающие части досье, формирующегося в рамках предварительного анализа.

Кто-то посчитает верным выходом из ситуации – полное игнорирование таких контрольных запросов и удержание информации внутри компании. Но такой подход на практике вызывает ещё больше подозрений и усиливает градус риска выездных налоговых проверок (ВНП), заканчивающихся для организации серьёзными доначислениями налогов. О том, что они серьёзные, свидетельствует статистика. По России средняя сумма доначислений налогов уже составляет 13 млн рублей на одну ВНП, а за минимальную планку берётся сумма 3 млн рублей.

Несмотря на то, что запрашивать информацию налоговые органы вправе только в рамках контрольных мероприятий, правильнее всё же в добровольном порядке пойти им навстречу. Иногда организации предоставляют часть информации. Ту часть, за которую предприятие может безусловно отчитаться. Это делается в целях демонстрации своей открытости, добрых намерений и профилактики налоговых рисков. Тем более, что ранее полученный позитивный опыт судебной защиты по доначислениям в новых политико-экономических реалиях уже не приносит ожидаемых дивидендов. Как и прежде такие судебные споры остаются лишь очень дорогими и очень долгими, но при этом уже абсолютно малоэффективными.

Кто же чаще всего попадает в эту зону налоговых рисков? В большинстве случаев список субъектов ВНП формируется из компаний, чья налоговая нагрузка в рамках конкретной отрасли оказывается ниже средневзвешенной по рынку. Такие данные обнародуются через полгода после отчётного периода, и становятся предметом пристального интереса не только конкурентов, но и налоговых органов. Сопоставление налоговой нагрузки с годовым оборотом компании позволяет налоговикам рассчитать сумму выпадающих налогов. Если эта цифра значительно превысит 3-10 млн рублей, то риск ВНП становится высоко вероятным.

Поэтому, если иметь представление о достаточно прозрачном планировании и механизме ВНП на текущий момент, то многие налоговые риски, временные и финансовые потери  вполне можно контролировать за счёт грамотных и актуальных профилактических мероприятий.

Карта налоговых рисков

-2

Для бизнеса избежать налоговой проверки гораздо выгоднее, чем вступать в длительные и безрезультатные споры с государством. Ответить на вопрос о степени вероятности ВНП в отношении конкретной организации можно методом профессионального расчёта. Иными словами, составить карту налоговых рисков.

Диагностика и подготовка аналитических данных проводится по 10 параметрам, лежащим в основе планирования ВНП. Обычно их бывает достаточно для того, чтобы определить слабые места компании с точки зрения налоговых органов и критерии возросшего интереса к ней. Более того, анализ налоговой нагрузки на юридическое лицо позволяет определить наиболее верную сумму доначислений налогов в рамках планируемой ВНП.

Когда на одной чаше весов мы видим полученную сумму вместе с затратами бизнеса на судебную защиту, а на другой – оплату аналитических данных на основе карты налоговых рисков, то выбор становится очевидным.

Карта позволяет руководителям предприятий получать уникальную информацию. Ведь каждая карта – это персональный анализ, выстроенный на массиве не только открытых законодательных методик и отчётности, которую может предоставить штатный юрист или бухгалтер, но и на основе закрытых и малодоступных дифференцированных данных, получаемых из регионов. Возможность обладать такими сведениями появляется у тех специалистов, которые долго и успешно работают в этом профессиональном направлении, постоянно держат руку на пульсе налоговых трендов.

Карта налоговых рисков не только фиксирует «болевые точки» предприятия, но и предлагает пути оздоровления ситуации. Это даёт конкурентные преимущества.

Снижение или полное устранение возросшего интереса со стороны контролирующих структур позволяет вывести бизнес из-под удара, и, таким образом, продолжить выстраивать эффективную стратегию и тактику предприятия при существенной экономии времени и финансов.

Хотите знать больше о профилактике налоговых рисков? Получите бесплатную консультацию экспертов в области налогообложения прямо сейчас