Практически каждый из нас хоть кем-то, да руководит. И уж, конечно, у всех у нас есть начальство. Как справиться с обеими ролями?
Успешность нашей карьеры, как и многое другое в жизни, состоит из мелочей. Рекомендуем не забывать о них, если не хотите однажды прийти к нерадостной мысли, что на работу и вовсе идти не хочется, а лица коллег вызывают не самые приятные эмоции.
Такое бывает, конечно, не часто, но случается. На каждой должностной позиции существуют свои четко установленные правила игры и свои подводные камни. Попробуем вместе разобраться в этих существенных мелочах.
Я б в начальники пошел...
Если вы — начальник, старайтесь соблюдать эти непреложные правила. И тогда подчиненные будут вас любить, уважать и с готовностью выполнять ваши поручения.
• Помните: начальник — пример для подчиненного.
Попробуйте несколько раз подряд забыть свое обещание, потерять важный документ, и вскоре большинство подчиненных станут рассеянны и не пунктуальны.
Можете также поэкспериментировать и не прийти вовремя на работу, назавтра половина офиса точно проспит. Поэтому показывайте им пример, демонстрируйте такое отношение к работе, какое бы вы хотели видеть у своих коллег.
• Держите дистанцию, не позволяйте фамильярничать с собой.
Нарушение субординации впоследствии может привести к безответственности и безделью сотрудников.
Однако оставляйте пространство и для личного общения. Если не хотите прослыть ”сухарем” или ”мымрой”, постарайтесь запомнить, как зовут мужей и жен ваших коллег, сколько у них детей, чем они увлекаются.
Во-первых, любому человеку приятно внимание, а во-вторых, неофициальное общение поможет сделать из коллектива единую команду, сплотить его. Для этой же цели проводятся корпоративные мероприятия - походы в боулинг, совместный отдых, пикники.
Старайтесь время от времени проводить подобные мероприятия и, что немаловажно, правильно посещать их. А точнее: ваше присутствие, конечно, необходимо, но это не значит, что вы должны пережить это событие с первой до последней минуты.
И еще: постарайтесь на вечеринке воздержаться от каких-либо разговоров о работе. Ведь в конце концов кто-нибудь может воспользоваться ”хорошим” настроением и попросить о повышении зарплаты...
• Не забывайте поощрять своих работников.
Речь идет не только о премиях, хотя и о них тоже. Как говорится, доброе слово и кошке приятно. Показывайте коллегам, что к каждому вы относитесь как к профессионалу в своей области, уважаете их мнение.
Старайтесь поручать им такую работу, которая позволяла бы максимально проявить свои способности.
Когда хвалите коллектив, обязательно скажите о каждом несколько теплых слов. Одновременно с этим не молчите, когда вы чувствуете, что ваш подчиненный стал хуже работать, халтурно относиться к обязанностям: критика отрезвляет не хуже денежного штрафа.
• Научитесь доверять своим сотрудникам.
Особенно, если вы не хотите делать за них всю работу. Приучите их к мысли, что каждый сам отвечает за себя, что вы не намерены переделывать за ними.
Если вы действительно знаете, как выполнить эту работу лучше, объясните свою позицию подчиненному, и пусть он сам все сделает. Если вы начнете исправлять их промахи, постепенно придете к тому, что будете единственным работником в коллективе.
“Слушаюсь и повинуюсь, мой господин!“
Если вам чаще приходится оказываться в роли подчиненного, не забывайте, что это тоже требует определенного искусства. На что обратить внимание в первую очередь?
• Постарайтесь относиться к начальнику уважительно.
Уважительно, но без подхалимажа: лесть всегда заметна. В то же время не забывайте, что это обычный человек с его проблемами, горестями, болезнями, не ждите от него ежедневно божественной справедливости и ровного настроения.
Если вы испытываете страх перед ним, представьте себе начальника в каком-нибудь смешном виде, например, с клоунским носом и в колпаке
• Старайтесь ходить на работу в офисной одежде.
И не стоит ссылаться на других коллег (типа: ”Офис-менеджер Наташа ходит же в короткой юбке...”). Ваш стиль должен формироваться вне зависимости от того, в чем ходят ваши коллеги. Если вы отличаетесь от них, вас быстрее заметят и оценят.
К тому же костюм настраивает на деловой, рабочий лад. Не забывайте, что деловой дресс-код требует строгого стиля, однотонных тканей, не вызывающих цветов.
• Воздержитесь от обсуждения начальника и коллег.
Не стоит также этого делать по телефону или по электронной почте (особенно по внутренней сети). По закону подлости начальник всегда оказывается рядом именно тогда, когда вы говорите о нем что-нибудь нелицеприятное.
Не поправляйте начальника и не комментируйте то, что он говорит, во всяком случае, в присутствии других коллег: Ни один руководитель не хочет выглядеть некомпетентным, особенно в глазах своих подчиненных.
• Приходите на работу чуть-чуть пораньше, а уходите чуть-чуть попозже, чем надо.
Это создаст вам имидж исполнительного и пунктуального работника, да и вам поможет настроиться на рабочее состояние или спокойно доделать то, что надо, в тишине и покое.
• Если вы совершили промах, не оправдывайтесь, а признайте свою неправоту.
Не стоит убеждать начальство в своей некомпетентности, используя фразы типа ”я не смогла/не смог дозвониться” (значит, не очень хотела/хотел), ”я не успела” (значит, у вас в жизни есть что-то важнее работы), ”я не знала” (почему все знали, а вы нет?). Говоря ”я не...”, вы расписываетесь в своей профессиональной несостоятельности.
Лучше признайте свой промах и скажите, что постараетесь исправить ситуацию в минимальный срок. И, естественно, подтвердите свои слова эффективными действиями.
• Если между вами и руководителем неформальные отношения, не стоит их афишировать.
Например, ваш начальник по совместительству и ваша подруга, друг, который взял вас к себе на работу, так потрудитесь не кричать об этом на каждом углу офиса и тем более не стоит демонстративно сокращать рамки приличия по случаю встречи, как бы заманчиво это ни было.
Не ставьте подругу или друга в неловкое положение. И потом, зачем вам завистники и враги среди ваших коллег?
Подписывайтесь на наш канал и не забывайте ставить "палец вверх"