Рентабельны ли инвестиции в образование в сфере маркетинга? Получение университетских степеней, обучение на профессиональных курсах или в языковых школах дорожает, но не гарантирует размера заработной платы. А рентабельность собственного образования рассчитывали? Давайте попробуем.
Как считаем
Точно подсчитать возврат вложений в обучение достаточно сложно. Возврат инвестиций — это та сумма, которую мы рассчитываем заработать сверх стоимости обучения. Очевидно, что чем эта сумма больше, тем выгоднее были наши вложения.
В затраты на образование входит не только чистая стоимость обучения, но и оплата проживания и учебников, повседневные траты — от питания до проезда, а также недополученная выгода, то есть тот примерный доход, который вы могли бы получить, если бы вместо учебы работали. Сложные формулы расчета ROI образования учитывают прогрессивный рост доходов. Мы рассчитаем показатель за год, допустив, что за этот срок повышение заработной платы произойдет 1 раз.
Простая формула расчета доходности инвестиций, или ROI, такова:
ROI = (доход – расходы) / расходы* 100
Сколько заплатят
Средняя зарплата начинающего маркетолога с опытом работы до 3 лет в Москве — ₽41 500.
Средняя зарплата в сфере маркетинга, рекламы и PR в России в целом — ₽46 700 [1]. Как и в других отраслях, оплата труда зависит от опыта, сферы ответственности, насыщенности рынка вакансий и географического региона.
Изменить ситуацию можно, получив редкую специализацию. По мнению специалистов компании HeadHunter, факультеты маркетинга большинства российских вузов упускают из виду уровень технической подготовки студентов. А значит, многие навыки придется добирать на месте работы самостоятельно.
Сколько стоит навык
Среди 10 ключевых навыков digital-маркетолога, которые приводит HeadHunter: умение работать с массивами больших данных, понимание digital-среды и технологий, основы поисковой оптимизации, многозадачность, креативность, системность мышления [1]. Того же хотят и работодатели, которые готовы за эти навыки платить.
Разбежка в стоимости дополнительного образования по рынку велика. В среднем короткий и емкий онлайн-курс по одному из digital-направлений стоит от ₽15 000–30 000. Программа переподготовки из нескольких курсов — от ₽50 000–80 000. Обучение здесь может занимать от нескольких месяцев до года.
Оценка персонала в сетевых агентствах проводится 1-2 раза в год, в международных компаниях —1-2 раза в два года. При повышении квалификации сотрудник вправе рассчитывать на увеличение зарплаты. «Шаг» прибавки, со слов специалистов отрасли (международные рекламные и пиар агентства), в Москве может составлять до ₽10 000 на начальном уровне. Предположим, что на переподготовку в онлайн-формате необходимо в среднем потратить около ₽40 000, после чего стартовая зарплата увеличится на ₽10 000 и составит ₽51 500. Мы сделаем усредненный расчет, без учета инфляции, расходов на учебные пособия и других дополнительных факторов.
Тогда ROI за 1 год составит:
ROI = (120 000 – 40 000) / 40 000 *100 = 200%
Где ₽120 000 — совокупная прибавка к средней начальной зарплате по отрасли за 1 год без учета инфляции и налогов
Очевидно, что такой показатель ROI, даже с учетом упрощенных подсчетов, очень высок.
А еще поднажать?
Верхние строчки зарплатного рейтинга в сфере маркетинга занимают профессионалы с широким полем ответственности — бренд-менеджеры, продакты, директора и управленцы, а также специалисты из областей интернет- и digital-маркетинга.
Так, в среднем по России, по данным компании HeadHunter, продакты получают около ₽71 900, бренд-менеджеры ₽63 300, интернет-маркетологи ₽54 900. Зарплаты в Москве, особенно в отдельных направлениях отрасли, значительно выше. Так средняя фактическая предлагаемая зарплата бренд-менеджера здесь составляет ₽103 200, трейд-маркетолога — ₽98 000, интернет-маркетолога — ₽82 400 [1].
По мнению Ирины Комаровой, project-менеджера агентства MGCom и выпускницы курсов performance-маркетинга Brain Based, работодатели готовы покупать performance-специалистов значительно дороже среднерыночной стоимости. Чтобы стать таким специалистом, нужно учиться еще больше, ведь даже неполный набор навыков включает бизнес-анализ, медиапланирование, понимание KPI клиента, реалистичность показателей, клиентская и внутренняя позиция, аудит, знание всех площадок и форматов рекламных кампаний, понимание работы аукциона, RTB, аккаунтинг, тайм-менеджмент, а еще нужна стрессоустойчивость и коммуникативные навыки.
Средняя заработная плата интернет-маркетолога — более ₽80 000, это почти на ₽40 000 больше, чем стартовая в отрасли.
Посмотрим на ROI за 1 год после еще нескольких дополнительных курсов:
ROI = (480 000 – 40 000) / 40 000 *100 = 1 100%
Где ₽480 000 — совокупная прибавка интернет-маркетолога по отношению к средней зарплате маркетолога по отрасли за 1 год без учета инфляции и налогов.
Выводы очевидны. Даже при грубом подсчете ROI капитализация на рынке стоит того, чтобы инвестировать в собственное профессиональное образование. Каждый рубль, вложенный вами в освоение еще одного инструмента, приобретение нового навыка или компетенции оборачивается весьма существенной прибылью. Учиться все равно придется — границы отрасли меняются прямо на глазах. И задуматься, куда именно лучше вложить ресурсы и время, стоит прямо сейчас.
Источник
- Рынок труда: маркетинг и PR / под. ред. М. Калинникова. Компания HeadHunter. - М.: 2018.
Хотите стать маркетологом? Переходи и записывайся на бесплатный курс