В марте 1697 года из Москвы в Европу направилась большая компания людей. Это было Великое Посольство – невиданное и неслыханное до сих пор в России мероприятие, потому что в составе делегации, возглавляемой Лефортом, Головиным и дьяком Возницыным, ехал некий урядник Петр Михайлов. Все мы его знаем как Петра I. Молодой царь решил посмотреть мир как будто бы "инкогнито".
Основной задачей посольства был поиск союзников в войне против турок. Также планировалось заниматься массированным промышленным шпионажем: заказывать нужные материалы, нанимать хороших специалистов и учиться, учиться и учиться.
С поисками союзников в войне против Турции получилось не очень хорошо. Зато замечательно получилось с промышленным шпионажем и завязыванием перспективных знакомств. С самой лучшей стороны проявил себя Лефорт, уговаривавший, очаровывавший, если надо, обманывавший мастеров, военных, умных людей, приглашая их в далекую Россию, ставшую для самого швейцарца второй родиной.
В ходе посольства Петр изучал корабельное дело, посещал мануфактуры и ветряные мельницы, лаборатории и анатомические уроки. Работал на верфи, возмущался, что голландцы строят корабли навыком, а не по чертежам.
Прославилось посольство и не с лучшей стороны своим нескромным и безбашенным поведением. Так, в Англии, хозяин дома, в котором останавливались русские, потом долго требовал от Парламента компенсацию за разгром, учиненный гостями.
Но независимо от того, что основную задачу решить не удалось, Петр завязал много важных и нужных знакомств и набрался впечатлений. Поэтому по приезду сразу взялся за перемены. Из чего сейчас любители конспирологии делают такие забавные выводы, что просто хоть стой, хоть падай.
Возможно, самым важным его знакомством стала встреча с саксонским курфюрстом и королем Речи Посполитой Августом II. Между королем и царем завязались дружеские отношения, которые в скором будущем станут основой для союза против Швеции.
А еще, самое начало посольства и неприветливая встреча делегации в Риге в дальнейшем стала одной из причин объявления войны Швеции. Даже из бытовых моментов пользу извлекли.
Впрочем, для современной публики все интересные, важные и часто забавные события, происходившие в Великом Посольстве, обычно не интересны. Потому что самое главное – посудачить о том, что царя во время посольства подменили.
Для этого придумана целая куча смешных объяснений разной степени наивности. Пытаться спорить и объяснять что-то тем, кто решил, что «царь ненастоящий» - бесполезно. Но об некоторых моментах, которые используют для объяснения того, что царя подменили, я все-таки расскажу.
По мнению любителей заговоров то, что царя подменили, доказывает то, что
Петр, уезжая в путешествие, любил жену, а вернувшись, сразу отправил ее в монастырь. Кроме того, быстро избавился от всей своей родни, в том числе от сына.
На самом деле:
Петр, скорее всего, вообще никогда не любил свою жену, навязанную ему матерью. Он жил с ней несколько месяцев, после чего нашел себе развлечения по душе в Немецкой Слободе. Фактически, планы отправить нелюбимую супругу в монастырь появились еще в 1696 году, а после возвращения из путешествия, Петр, быстро и резко закрыл тему, отправив ее в монастырь. Сын при этом остался с ним и во время войны со Швецией долгое время выполнял важные и ответственные поручения отца.
Ни с какими своими родственниками, вернувшись из посольства, Петр не расправлялся. Бывшая жена пережила его на 6 лет и после смерти Петра пользовалась уважением новых правителей. Кстати, и пока бывший муж был жив, не скучала. Сын Алексей был наказан самым жестоким образом намного позднее. Сестры Петра Екатерина, Мария, Феодосия, Наталья, умерли, соответственно в 1718, 1723, 1713 и 1716 годах, то есть прожили еще очень долго, не томясь ни в каких застенках. Марию арестовали опять же намного позднее, по делу царевича Алексея. Даже личный враг Петра Софья умерла в 1704 году, а из посольства Петр вернулся в августе 1698 –го.
Дальше любители конспирологии заявляют, что из поездки вернулся только Петр и Меншиков, а все остальные были выпилены.
На самом деле
Тут остается только позабавиться. Потому что вернулись собственно, все, кроме тех, кто был оставлен по делам, как Возницын в Вене. Достаточно упомянуть Лефорта и Головина, руководивших посольством.
Кроме того, в России царя встречало множество хорошо знавших его людей. В первую очередь это оставшийся за главного Ромодановский, человек абсолютно неподкупный и справедливый. И это не говоря обо всяких там Шереметевых, Долгоруковых, Голицыных и прочих. Плюс друзей детства и юности Петра – солдат и офицеров Преображенского и Семеновского полков, которых он всю свою жизнь ставил выше всех.
Не унимающиеся конспиролухи заявляют, что из России уехал православный государь, который везде, в том числе и на голландских вервях носил только традиционную русскую одежду, а потом появился новый Петр, который русской одежды больше не носил и царской одежды не надевал (она ему будто бы по размеру не подходила, мала слишком).
На самом деле
Есть полно свидетельств, что уж на верфях то Петр точно работал в одежде обычного рабочего. Да в России он много времени проводил в Немецкой слободе, где охотно носил западные наряды. Кстати, по возвращению, Петр сначала решил переодевать всех в венгерские наряды, потому что они были максимально близки к русским, только короче. И только позднее, принял решение переходить на французские образцы.
А царские наряды, в том числе и корону (точнее Алмазную Шапку) он перестал надевать еще в 1696 году, задолго до Великого Посольства.
И так далее. Впрочем, объяснять людям что белое – это белое, когда они видят серое, совершенно бесполезно. Это же так интересно, обсуждать то, чего на самом деле никогда не было. Например, то, что «царь то, оказывается ненастоящий».
Обсудим в комментариях, что там было интересного в Великом Посольстве?