Мы привыкли к тому, что инфляция съедает часть наших доходов: деньги постоянно по чуть-чуть обесцениваются, цены растут. Заставшие 90-е хорошо помнят, как быстро россияне становились миллионерами, но покупательная способность, казалось бы, огромных сумм была невысока. С 2015 года Банк России стал таргетировать (от английского target - задача, цель) инфляцию.
Ее пик пришелся на апрель 2015 года - 17%. После начала режима таргетирования инфляция вышла на исторически низкие уровни. Определяя ориентир, Банк России проводит денежно-кредитную политику на основе макроэкономического прогноза.
Люди, помнящие “твердый” курс рубля советских времен, нередко скептически относятся к “плавающему” нынешнему курсу. А это обязательный элемент таргетирования. Как рассказали на специальном вебинаре представители Банка России, у свободного плавания рубля есть ряд преимуществ. Это встроенный стабилизатор при внешних вызовах. В во время кризиса 2008 года цена стабильного курса оказалась высока: за год золото-валютный резерв страны уменьшился на 52 миллиарда долларов. При курсе менее 30 рублей за доллар инфляция превысила 13%. Рубль-пловец позволяет проводить независимую денежно-кредитную политику. К тому же это служит ограничением рыночных спекуляций.
Заявленной целью для российской экономики являются 4%. Правда, удержать этот уровень удается не всегда.
Итак, рассмотрим пример. На рынке рабов за год произошел перепад цен. Крепкого африканца (в параллельной вселенной, конечно) еще в прошлом марте можно было купить за 80 рублей, а нынешней весной пираты заламывают за негра не менее 93 рублей. Изменение цены за 12 месяцев мы рассчитаем так: 93-80=13. Затем 13:80=0,1625. И этот результат умножаем на 100%. То есть цена изменилась на 16,25%. Аболиционисты в обмороке.
Инфляция измеряется по потребительской корзине. Ее состав может меняться, но рассчитывается по более 500 позициям. В 2006 году продукты питания составляли 43%, на непродовольственную группу приходилось 34%, а на услуги - только 23%. Сейчас структура изменилась.
Наиболее крупные статьи расходов - это мясо (9%), оплата “коммуналки” (тот же процент) и легковые автомобили (6%). По сравнению с 2006 годом россияне стали меньше пить, есть хлеб и сахар, а также пользоваться общественным транспортом. Зато возросли расходы на рыбу, сыр, личные авто и бензин.
Правду ли говорят в новостях о снижении инфляции, если вы видите рост цен. Вполне возможно. Вы ведь не отследите все 500 товаров и услуг. Если вы едите очень много рыбы, которая заметно подорожала, то, конечно, у вас будет искаженное видение ситуации. А ваш сосед не разменивается на лосось, а тратит деньги только на портвейн и плавленые сырки, которые в цене упали. У него будет совсем иное представление об инфляции.
Так, к маю 2017 года годовая инфляция была 4,09%. За отчетный период 12% категорий потребительской корзины дешевели, 34% дорожали меньше 4% (в основном это продовольствие), 54% дорожали больше 4% (одежда, бытовая техника, мебель).
Замедление инфляции - это снижение темпов прироста цен. При самой низкой инфляции товары и услуги, хоть и медленно, но все равно дорожают. Продовольственная инфляция более волатильна, то есть изменчива.
Уровень цели зависит от особенностей экономики страны. В пределах 2% закладывают инфляцию Великобритания, Израиль, Япония. От 2 до 4% - Колумбия, Парагвай, Мексика. Похожий на наш режим таргетирования используют Армения, Индия, Казахстан. 5% и выше - это цель Молдавии, Украины, Аргентины.
Когда инфляция гораздо меньше 4%, возникает угроза дефляции (а это приводит к снижению доходов и росту безработицы) на отдельных рынках. На практике это приводит к пустым полкам в магазинах. Впрочем, этого уровня сложно достичь из-за структурных особенностей экономики и инфляционных ожиданий. Если уровень в 4% сильно превышен, на защиту от большой инфляции уходят издержки. В этой неопределенной ситуации обесцениваются доходы и сбережения.
Населению выгодна низкая инфляция, потому что она означает доступные кредиты, более стабильные цены, социальную защищенность для наименее обеспеченных граждан. Можно планировать личный бюджет на месяцы или даже годы вперед. Бизнесу удобнее заключать долгосрочные контракты. Растет инвестиционная привлекательность, и повышается финансовая устойчивость.
Центробанк старается влиять на инфляцию, утверждая ключевую ставку, на которую ориентируются коммерческие банки. А вообще влияющих факторов много - вплоть до природных явлений.