Найти в Дзене

Показатели эффективности управления запасами. Уровень удовлетворения спроса.

Оглавление

Продолжение

Если вы хотите увеличить прибыль компании и повысить её конкурентоспособность, то управление запасами - это один из самых недооцененных процессов для повышения прибыли компании.

Вы можете оптимизировать управление запасами самостоятельно либо передать наиболее трудоёмкие процессы анализа и прогнозирования на аутсорсинг.

Период ликвидации дефицита на складе

Срок, в течение которого существует на складе дефицит продукции.

От момента возникновения этого дефицита до момента его ликвидации. Опять же, рекомендуется проводить анализ с прогнозированием вероятности возникновения дефицита и прикладывать усилия по сокращению срока ликвидации дефицита по товарным позициям.

Так, по товарным позициям группы «А» это период должен быть минимальным.

Допустимая продолжительность дефицита определяется каждой компанией, исходя из собственных целей и финансовых возможностей.

При управлении сетями рекомендуется анализировать период ликвидации дефицита не в системе в целом, а по точкам реализации/потребления.

Это вызвано тем, что в системе в целом дефицита может и не быть, – товар лежит на распределительном складе, но в точке продаж (например, в магазине) товара нет.

Это значит, что, несмотря на отсутствие дефицита в системе, продаж этого товара в сети не будет, – товар недоступен клиентам.

Уровень удовлетворения спроса

Коэффициент оборачиваемости в отдельности не позволяет адекватно оценить эффективность управления запасами и снабжением.

Посудите сами: чтобы повысить коэффициент оборачиваемости, необходимо минимизировать запасы, что приведёт либо к росту транспортных затрат: при поставках малыми партиями удельные затраты на единицу товара, продукции или МТР вырастут, либо к потерям в продаже и прибыли из-за недостатка товара или продукции на складе, либо к тому и другому одновременно.

Помимо коэффициента оборачиваемости необходимо оценивать, насколько удовлетворяется спрос при поддержании существующего стиля управления запасами и закупками.

Необходимо отметить, что существует несколько подходов к определению уровня удовлетворения спроса или, как его ещё иногда называют уровню сервиса или уровень доступности товара:

Вариант 1. Оценка по строкам.

В этом варианте за спрос принимается отдельная строка в заявке клиента. Отношение полностью выполненных строк, – выполненных в соответствии с заявками клиента/ внутреннего потребителя, к общему количеству строк в полученных заявках, при данном варианте принимается за уровень сервиса/ удовлетворения спроса.

Например:

Получено от клиентов 10 заявок по 10 позиций (строк) в каждой Каждую строку в заявке принимаем за отдельную заявку. Итого считаем – 100 заявок.
УД = 95%
означает, что 5 строк из 100 не выполнены полностью
Если в какой-то строке указано 10 ед.товара, а отгрузили 8, то считаем, что получено 101 заявка (+1 на 8 ед.) из которых не выполнили 6
УД = 95/101 = 94%

Данный метод сложно назвать адекватным для корректной оценки спроса и уровня его удовлетворения, т.к. клиенты могут

- просто "прощупывать рынок" по какому-либо товару;
- могут, несколько раз не получив в соответствии с заявкой, пропорционально завышать заявку: "чем больше закажем, тем больше дадут";
- могут подавать несколько заявок, которые вы не удовлетворяете, до полного удовлетворения:

Например, дали заявку на 1000 ед. товара 1, вы её не выполнили: нет товара. Подают аналогичную заявку через неделю, – опять нет товара, получаете ещё одну такую же заявку и, наконец, удовлетворяете.

Оценка спроса по данному товару: 3000 ед. за период. Но клиенту нужна в действительности всего 1000!

Более того, если есть аналог у конкурентов, то во имя снижения рисков, при регулярном невыполнении, объём потребности будет разделён между вами и конкурентами и заявки вы начнёте получать на этот товар уже не на 1000, а на 500.

Вариант 2. Пропорциональный.

Удовлетворение спроса оценивается суммарно, пропорционально стоимости товара в заявке. Например,

Получена 1 заявка из 100 товарных позиций (строк)
Сумма закупки по 99 товарным позициям – 1 рубль по каждой
По 1 товарной позиции сумма закупки – 1000 рублей

Рассмотрим крайние варианты за исключением неудовлетворения заявки совсем:

вариант 1.

При отгрузке 99 позиций по 1 рублю на сумму 99 рублей и неотгрузке 1 позиции на сумму 1000 рублей уровень удовлетворения спроса составит

УУС = 99/1099 = 9%

вариант 2.

При отгрузке 1 позиции на сумму 1000 рублей и неотгрузке 99 позиций по 1 рублю на сумму 99 рублей

УУС = 1000/1099 = 91%

Этот вариант также довольно неоднозначен и существует довольно много случаев, когда на практике он не позволяет оценить удовлетворения спроса адекватно.

Вариант 3. После оценки бездефицитного спроса.

Оценка бездефицитного спроса может быть произведена самостоятельно, как ранее описано здесь либо из-за трудоёмкости поручена сторонней организации.

УУС = Факт / Оценка бездефицитного проса

Далее мы обсудим на канале соотношение и зависимость оборачиваемости с удовлетворением спроса.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.

Не забудьте поделиться заметкой с друзьями и коллегами. Репост приветствуется.

Ждём ваших вопросов в комментариях.