Традиция рассылать коллегам прощальное письмо в последний рабочий день пришла в Россию не так давно. Вкратце поговорим о таком письме:
Писать или не писать?
Чтобы решить это для себя, ответьте на 2 вопроса:
1. Вы планируете продолжать общение, деловое или дружеское, с коллегами после увольнения?
Что касается дружеского общения – тут все понятно. Что касается делового – следует помнить, что профессиональный мир может оказаться очень тесен.
И если вы расстанетесь с коллегами на позитивной ноте, вам будет проще возобновить общение и вести общие проекты, если вы встретитесь в будущем.
2. Сможете ли вы написать содержательное, а не формальное письмо? Готовы ли вы потратить на это время и силы?
Если решите написать его – убедитесь, что оно получится таким, что каждый прочитавший поймет ваши мотивы. И каждый, кому вы скажите «спасибо», захочет поблагодарить вас в ответ.
Если на оба вопроса вы ответили утвердительно, значит, вам стоит написать письмо.
Конечно, личное прощание выйдет более эмоциональным и найдет больше отклика у людей. Но вряд ли в последний рабочий день, в его суматохе вы найдете время, чтобы лично попрощаться с каждым коллегой. К тому же письмо позволит вам более четко и ясно изложить свои мысли, ничего не упустить.
Каким должно быть прощальное письмо
Принято считать прощальное письмо данью хорошему тону и деловому этике. В этом есть доля истины – письмом вы подчеркнете, что являетесь воспитанным человеком и умеете говорить «до свидания».
Но при этом прощальное письмо не должно выглядеть «сухо», излишне официально. Напротив, оно должно быть неформальным, ориентировано на всех читателей в целом и на каждого в отдельности.
Для начала напишите, что вы уходите из компании. Далеко не факт, что все ваши коллеги в курсе этого.
Далее скажите о причинах, побудивших вас сделать этот шаг. Если вы не можете деликатно назвать причину – пропустите эту часть письма, не нужно делать какие-либо намеки.
Подведите краткие итоги своей работы, не забыв указать заслуги ваших коллег. Будьте великодушны – «поделитесь» частью своих личных заслуг с ними.
Упомяните все хорошее, что окружало вас на этой работе. Например, вы ценили атмосферу взаимовыручки, готовность начальства прислушиваться к словам подчиненных, умение находить компромиссы по любым вопросам и т.д.
Важная часть прощального письма – слова благодарности вашим коллегам. Избегайте общих, шаблонных фраз. Подумайте, чему конкретно вы благодарны. Кто-то научился вас правильно оформлять документы, кто-то поднимал настроение приятным разговором во время перерыва.
В конце письма напишите, что надеетесь, поддерживать связь с прежними коллегами и дальше. Укажите свои контактные данные – телефон, почту, страницы в социальных сетях.
В каких случаях не стоит писать прощальное письмо:
1. Не пишите письмо, если хотите в нем «выговориться», поведать, как все плохо в компании.
В этом случае ваше письмо будет похоже скорее на дневник неудачника, чем на прощание успешного человека.
2. Если вы уходите работать к прямым конкурентам.
Вряд ли в этом случае ваши благодарности и надежды на скорую встречу будут уместны. Скорее они будут выглядеть довольно двусмысленно. Хотя, в этом случае все же возможны исключения.
3. Наконец, вы можете не писать прощальное письмо, если на 100% уверены, что больше никогда не встретитесь с прежними коллегами.
Только вот возможно ли такое? Даже если вы меняете сферу своей деятельности, вряд ли сможете гарантировать, что никогда не пересечетесь с этими людьми.