Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Полицейский из Беверли-Хиллз

Оглавление

(Beverly Hills Cop, 1984, США)

Вообще-то, герои Эдди Мёрфи были популярны в первую очередь из-за своих шуток-прибауток. Но если вдруг кто-то в те шутки не въезжал, тому приходилось объяснять их смысл более доходчивыми методами.
Вообще-то, герои Эдди Мёрфи были популярны в первую очередь из-за своих шуток-прибауток. Но если вдруг кто-то в те шутки не въезжал, тому приходилось объяснять их смысл более доходчивыми методами.

Первая часть трилогии "Полицейский из Беверли-Хиллз" - один из тех знаковых фильмов, по которым можно исследовать популярное игровое кино 80-х. Насколько именно популярное? Да почти феноменально: 23-кратная окупаемость при бюджете в 14 миллионов долларов! И по нынешним меркам это нехилое достижение, а по тогдашним - тем более. Однако, если другие стартовавшие в ту пору хитовые франшизы вроде "Рэмбо", "Смертельного оружия" или "Крепкого орешка" и по сей день совершенно понятны и смотрибельны, то насчёт "Полицейского" такого уже не скажешь. И сегодняшний его пересмотр даст вам исчерпывающий ответ на вопрос, почему в долгосрочной перспективе из Эдди Мёрфи так и не получилась звезда боевиков.

Многих интересует, а существовал ли Джонатан Бэнкс до того, как зазвездился в "Во все тяжкие" и "Лучше звоните Солу"?  О, ещё как существовал! И уже очень давно.
Многих интересует, а существовал ли Джонатан Бэнкс до того, как зазвездился в "Во все тяжкие" и "Лучше звоните Солу"? О, ещё как существовал! И уже очень давно.

Во-первых, потому что тогдашние ужимки и кривлянье Эдди имели, как выяснилось, ограниченный срок употребления. Повторюсь: речь идёт не о комедиях, где дела у профессионального комика Мёрфи всегда обстояли лучше, а о боевиках, с которых и началась его карьера в кино ("24 часа", 1982). Судите сами: болтливый чернокожий коп, который собирал в 80-х рекордную кассу, в 90-х стал приносить продюсерам сплошные убытки ("Полицейский из Беверли-Хиллз 3", "Городская полиция"). Да просто потому что его имидж и шутки, которыми он фонтанировал, размахивая пистолетом и полицейским значком, банально выдохлись.
Хуже того, теперь такое же впечатление производит и первый "Полицейский". Пересматривая которого, всё время хмыкаешь и спрашиваешь себя: и вот над этим мы и весь остальной мир когда-то хохотали до упаду? Уму непостижимо! Особенно вкупе с карикатурными образами других полицейских и злодеев, что разговаривали с главным героем Акселем Фоули (Мёрфи) шаблонными фразами и выдавали ему в ответ столь же не оригинальные контршутки.

Даже по скриншоту понятно, что в данной ситуации из уст Мёрфи должна прозвучать шутка про расизм. Всё верно, она и прозвучит. И не одна.
Даже по скриншоту понятно, что в данной ситуации из уст Мёрфи должна прозвучать шутка про расизм. Всё верно, она и прозвучит. И не одна.

Второе, что удивляет при пересмотре этого кино сегодня - сравнительная бухгалтерия. Воистину, парадокс: ну как может полицейский боевик с бюджетом почти как у первого "Смертельного оружия", собрать в прокате почти в три раза больше него? При том, что в отношении погонь, перестрелок, неординарных диалогов и эффектных ситуаций "Оружие" уделывает "Полицейского" буквально по всем статьям.
Говоря начистоту, в нём есть лишь две полноценные экшен-сцены: погоня за грузовиком по улицам Детройта в начале и финальная перестрелка в особняке главного гада. Обе сцены, надо отдать им должное, сработаны для тех лет недурно. Вот только между ними пролегло "затишье", которое было неприлично долгим и по стандартам боевиков 80-х. А сегодня говорильню длиною аж час-с-четвертью может позволить себе разве что Тарантино. Да и тому, как показывает опыт его
"Омерзительной восьмерки", довелось выслушать за это от критиков и фанатов много неласковых слов.
Здесь же подавляющую часть времени Фоули только и делает, что изображает из себя чернокожего "лейтенанта Коломбо". То есть уже знающего, кто главный преступник, и теперь проедающего ему плешь в надежде, что гад занервничает и саморазоблачится. И, разумеется, он Акселя не подводит! Забив на логику и осторожность, гад с радостью клюёт на все его провокации. И в итоге расчехляет оружие прямо средь бела дня, даже не подумав спрятаться за спинами своих адвокатов.
Ох уж эта легендарная кинологика 80-х, что тут ещё скажешь!

Всё внимание на забавные "мигалки" мичиганских копомобилей начала 80-х. При том, что в других штатах копы вроде бы уже юзали более современные блоки из красно-синих мерцающих фонарей.
Всё внимание на забавные "мигалки" мичиганских копомобилей начала 80-х. При том, что в других штатах копы вроде бы уже юзали более современные блоки из красно-синих мерцающих фонарей.

***

В общем, довольно любопытный феномен боевиковой классики Эпохи Видеосалонов. Причем я отлично понимаю тех, кому первый "Полицейский из Беверли-Хиллз" до сих пор нравится. Видимо, просто-напросто вы часто его пересматриваете, привыкли ко всем его анахронизмам и они вас не раздражают. Тогда как я провел над ним долгоиграющий зрительский эксперимент: как минимум четверть не вспоминать об этой картине, а затем однажды сел и устроил ей строгую переоценку. Чей результат, увы, выдался неутешительным. Никакие поправки на возраст не оправдывают то, что образы всех её героев, включая главного, морально устарели; что динамика в ней разбалансирована; и что плохиши играют с хорошистами в откровенные поддавки даже по непритязательным меркам олдскульных боевиков. И что бы там ни обещали слухи о грядущей четвертой части "Полицейского", с трудом верится, что у неё есть хоть какие-то шансы на успех. Тем более беря во внимание, что Эдди Мёрфи давно не востребован даже в комедиях. И этот факт для сиквела уже не просто тревожный намёк, а фактически его заочный смертный приговор.

Трейлер фильма: