Министерство просвещения запустило проект, в соответствии с которым в каждой школе появится своя телестудия. Рассказываем о том, как ее организовать, сколько это будет стоить и на что обратить особое внимание.
Когда газеты и сайта мало
Во многих школах ранее были стенгазеты, сейчас - собственные сайты. Когда-то такой вариант школьного СМИ был оправдан, но теперь всеобщая цифровизация изменила нашу реальность. Цифровой фотоаппарат с функцией видеозаписи либо смартфон есть, наверное, в каждой семье. Обращаться с такой техникой умеет тоже, наверное, каждый. А отсюда уже рукой подать до собственной телевизионной студии в школе.
В июле 2017 года министр просвещения Ольга Васильева заявила, что с сентября того же года в школах запускается проект «ТАСС детям». Его минимальная длительность составляет пять лет, сами школьные телестудии будут функционировать еще не одно десятилетие. Речь идет о создании в каждой школе собственного телевидения, которое будет состоять из двух частей: официальной и альтернативной. В первую из них войдут обязательные репортажи: новости федерального и мирового значения, а также сюжеты воспитательного содержания. Это будет общая программа для всей России. Вторую часть отдадут детям под видеоролики о жизни их школы.
С чего начать
Естественно, что руководителем школьной телестудии будет взрослый: педагог или сторонний специалист. На все остальные роли подойдут ученики средних и старших классов. Совершенно точно нужен корреспондент, оператор и видеомонтажер. Корреспондентов может быть несколько в зависимости от габаритов школы, количества учеников и насыщенности школьной жизни.
И если штат будущей телестудии вполне можно укомплектовать силами школьного коллектива, то без дополнительных консультаций с профессионалами вам все равно не обойтись.
Во-первых, перед началом работы обязательно пообщайтесь с сотрудниками районных или городских телеканалов. Они подскажут, с чего начать и на что обратить внимание. Можете также побеседовать с операторами-частниками. Эти люди научат вас начальным тонкостям видеосъемки.
Во-вторых, хорошо перед началом работы пройти онлайн-курсы по тележурналистике. Так вы получите представление о специфике работы диктора, нюансах работы с текстом и подачи телевизионных материалов.
Найдите упражнения по развитию речи и артикуляции: к сожалению, не у всех детей и подростков эти аспекты идеальны.
Кроме того, не обойтись без отдельного помещения, выделенного под телестудию. Главное, чему стоит уделить внимание – качество звукоизоляции – при записи закадрового текста не должны накладываться никакие посторонние шумы.
Цена вопроса
Создание школьного телевидения упирается в вопрос финансов. Распишите подробно бюджет проекта. Четкое представление о том, сколько это стоит позволит заранее понять потянет ли в принципе учебное заведение такой проект.
Итак, для организации в школе собственной телестудии вам понадобится:
1. Рабочий инструмент для деятельности оператора. Здесь все зависит от бюджета. Если настоящая видеокамера пока не по карману, можно обойтись хорошим цифровым фотоаппаратом с функцией видеозаписи.
2. Компьютер, он поможет из отснятых видеосюжетов делать ролики. Для монтажа есть специальные программы: MovieMaker, PinnacleStudio, CamtasiaStudio и другие. Для начала из них лучше выбрать самую простую. ПК заменит вам на первых порах полноценный микрофон: достаточно будет воспользоваться аналогичной функцией на компьютере и просто начитать к смонтированному видеоролику закадровый текст в условиях максимальной тишины.
3. Экран для демонстрации готовых видеороликов – он должен быть установлен в самом людном месте школы.
Это минимальный набор. Если вы планируете работать на более профессиональном оборудовании, вам потребуется:
1. штатив для видеокамеры;
2. навесной микрофон, который крепится на одежду;
3. наушники с микрофоном;
4. радиомикрофон для телеведущего;
5. хромакей – специальное полотно зеленого (реже синего) цвета, на фоне которого проводится съемка. В этом случае объект съемки по завершении процесса можно будет безболезненно перенести с помощью видеоредактора на любой другой фон.
Считаем примерную стоимость проекта
Сначала минимальный набор:
20 000 рублей (фотоаппарат)/60 000 рублей (видеокамера) плюс 30 000 (компьютер-моноблок) получается от 50 000 до 90 000 рублей. Это при условии, что подходящий экран в фойе школе уже есть. Если нет, то телевизор с широкоформатным дисплеем обойдется примерно в 15 000 рублей.
Теперь о дополнительном оборудовании:
3 000 рублей (штатив для видеокамеры) + 1 000 рублей (навесной микрофон) + 3 000 рублей (наушники с микрофоном) + 20 000 рублей (радиомикрофон для телеведущего) + 5 000 рублей (хромакей). Итого выходит порядка 32 000 рублей.
То есть создание собственной телестудии обойдется школе в сумму от 50 000 до 140 000 рублей и более, все зависит от уровня ваших притязаний.
Если директор в принципе согласен пойти вам навстречу, но денег в школьном бюджете явно не хватает, есть смысл привлечь спонсоров: городские предприятия, индивидуальные предприниматели или родители. О том, как правильно оформить спонсорскую помощь, мы подробно рассказывали здесь.
А оно вам надо?
Сторонники проекта приводят, как правило, следующие аргументы. Во-первых, это отличный способ информирования всех учителей, учеников и их родителей о жизни школы. Во-вторых, прекрасная возможность отдохнуть от рутины образовательного процесса. И в-третьих, это прекрасный шанс для самореализации учеников. А для кого-то из них первый шаг в будущей профессии.
Что пойдет в эфир
Инфоповодов в любом образовательном учреждении предостаточно. Различные мероприятия и праздники (День знаний, День учителя, вечер встреч, последний звонок, выпускной, юбилей школы, крупные городские и районные мероприятия и т.д.). Это могут быть небольшие школьные новости, события, которые происходят каждый день и актуальность которых сохраняется недолго.
Можно подойти к процессу телесъемок более творчески и не ограничиваться документальными кадрами. Будет довольно интересно проявить себя в роли сценариста и режиссера-постановщика и придумать забавные истории из школьной жизни в духе «Ералаша».
Вы можете поговорить с учителями-предметниками. Возможно, им нужны небольшие сюжеты на тему урока. Такие видеофильмы потом будут храниться в школьном архиве, и ими сможет воспользоваться любой учитель.
Попробуйте обратиться к жанру интервью. Героями могут быть учителя или школьники – победители олимпиад и соревнований различного уровня.
Можно увековечить для школьного архива открытые уроки лучших учителей-предметников.