Найти тему
Retail.ru о розничной торговле

Роль категорий помогут определить покупатели – их поведение и предпочтения

Оглавление

Задача определения ролей категорий — одна из самых важных в разработке общей стратегии развития ритейлера. Практическим опытом в назначении ролей категорий с Retail.ru поделился Петр Киреев, заместитель коммерческого директора сети «Красный Яр», объединяющей 67 супермаркетов в Красноярском крае и Хакасии. 

Что в теории? 

Роль категории, которую ритейлер определяет и назначает каждой товарной категории исходя из своих целей на рынке, — один из базовых инструментов классического категорийного менеджмента. Напомним пять основных ролей.

  • Целевая. По ней потребитель выбирает магазин. Это ключевое отличие от конкурентов и  то, чем магазин в первую очередь привлекает целевого потребителя.
  • Основная. Основная потребительская корзина присутствует у всех ритейлеров, работающих в аналогичном формате (товары, которые покупатель ожидает увидеть в магазине, и удивится, если их не будет).
  • Удобная — дополняющая категория, которая обеспечивает комплексность покупки в одном месте.
  • Сезонная дает покупателю в период какого-либо сезонного события возможность купить необходимые в этот момент товары.
  • Компетенция предназначена для узкоспециализированной группы покупателей. 

А как на практике? 

Ключевая задача определения ролей — оптимизировать распределение ресурсов ритейлера между категориями. Важно понимать потребности своего целевого покупателя и учитывать баланс распределения ролей категорий в целом в магазине, формате, сети магазинов. Приступая к определению ролей, ответьте на следующие вопросы.

  • Какие категории важны для целевого покупателя и почему?
  • В какие категории мы будем вкладывать ресурсы и развивать?
  • За счет каких категорий мы будем развивать значимые категории?

Определите цели покупателя

-2

Перед тем, как назначать роли категориям, можно определить целевой уровень комплексности покупки для целевого покупателя.

Есть достаточно известный статистический факт, что в течение года покупательская корзина среднего покупателя составляет примерно 110 товаров, которые можно классифицировать как потребности.

Речь идет именно о товарах, а не SKU, например, йогурт со вкусом вишни и йогурт со вкусом персика являются одним товаром в такой статистике. Если детально определить все потребности целевого потребителя, то достаточно просто формируется список таких базовых товаров.

Изучайте поведение покупателей

Также при определении роли категорий мы должны учитывать поведение покупателя в каждой из них. Вот три примера, как понимание поведения покупателя может учитываться при принятии решения о роли категории.

Во-первых, на назначение ролей влияет рост фрагментированности в поведении современного покупателя. Глубже анализируя поведение покупателя в категории, мы находим многочисленные примеры того, что категория неоднородна, и определенная по общим стандартам для нее роль не отвечает его запросам. Это вынуждает нас сегментировать категорию на подкатегории, у каждой из которых появляется своя роль.

Покупательские предпочтения

-3

Второй важный показатель, влияющий на определение роли категории — это покупательские предпочтения в категориях. Этот показатель отвечает на ряд вопросов.

  • Как покупатель ведет себя при покупке товаров категории?
  • На что он обращает внимание?
  • Как выглядит структура продаж категории в целом?

Из анализа структуры продаж в различных товарных категориях достаточно просто определяются следующие варианты деления категорий по покупательским предпочтениям.

  • Ценовая: основная доля розничных продаж приходится на товар с самой низкой ценой. Самый яркий пример такого поведения потребителя — сахар. Самый дешевый сахар-песок формирует до 90% продаж. При этом важно, что если поставить рядом товар — аналог с ценой ниже, продажи тут же начнут переключаться на дешевый аналог.
  • Брендовая: основная доля продаж приходится на один-два бренда в категории. Пример такой категории: вермут, где 80% продаж приходится на бренд Martini. И покупатель может отказываться от покупки категории в магазине, если не находит в ней бренды-лидеры.
  • Ассортиментная: продажи в категории нелинейно изменяются при росте/уменьшении числа товаров в категории. Пример такой категории: краска для волос. Основные продажи в категории приходятся на два варианта цветов — брюнетки и блондинки. При этом если оставить только эти цвета, у потребителя возникает ощущение отсутствия выбора, что приводит к отказу от покупки в принципе и падению продаж в категории.
  • Промозависимая: доля промопродаж в общих продажах категории высока, при этом продажи в категории переключаются с одного товара на другой в зависимости от участия товара в промо.

Следите за динамикой

-4

Третьим фактором для определения роли может являться динамика категории: как изменяется объем продаж категории в натуральном выражении. Мы используем три варианта динамики категории.

  • Растущая — если категория минимум два года подряд демонстрирует рост продаж в натуральном выражении (штуки, килограммы, литры и т. д.).
  • Падающая — если категория минимум два года подряд демонстрирует падение продаж в натуральном выражении.
  • Стабильная — остальные.

Петр Киреев, специально для Retail.ru

Читайте полную статью на сайте Retail.ru

Теги: Красный Яр категории категорийный менеджмент промо

Статья относится к тематикам: Retail, Категорийный менеджмент, Практика

Источник: Retail.ru

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru