Найти тему
Правила жизни

Почему дети умнее взрослых и им не нужны развивающие игрушки

Как понимание того, что происходит в головах младенцев, может помочь нам, взрослым?

Одно из открытий, сделанных в ходе наших исследований, заключается в том, что воображение, которое обычно считается способностью взрослых, довольно неплохо развито у совсем маленьких детей, начиная с 18 месяцев. Эта способность очень тесно связана с методами познания, которыми пользуются дети. Воображение выработано человеком не ради пустой забавы — это врожденное свойство, которое связано с нашим пониманием причинной структуры реального мира. Больше того, новая расчетная модель развития человека, которую мы создали на основе так называемой Байесовской сети (модель с множеством переменных и их вероятностных зависимостей, позволяющая оценивать вероятность того или иного явления постфактум, например, диагностировать болезнь по наличию и отсутствию симптомов. — Esquire), систематически показывает, как понимание причинно-следственных связей позволяет нам воображать новые возможности. Если маленькие дети обрабатывают информацию схожим образом, воображение и обучение должны у них идти рука об руку. Между тем они вполне способны оценивать вероятности — это доказали в своих экспериментах Фей Ху и Вашти Гарсия из Университета Британской Колумбии. Они ставили перед 8-месячными младенцами коробку, полную пинг-понговых мячиков — в основном белых, но иногда там попадались и красные. Затем экспериментатор начинал доставать из коробки по несколько мячиков зараз и показывать детям. Если в руках у него оказывалось, например, четыре красных мячика и один белый — возможный, но менее вероятный вариант, — младенцы смотрели на него гораздо дольше и пристальнее, чем если белых мячиков было четыре, а красный — один.

-2

В своих работах вы утверждаете, что дети «нарочно бесполезны». Что именно это означает?

Это одна из основ всех наших исследований: зачем вообще существуют дети? В эволюционном плане появление этих существ, которые даже не могут сами о себе позаботиться и постоянно требуют огромных вложений времени и сил со стороны взрослых, может показаться довольно бессмысленным и неоправданным. Период зависимости детенышей от взрослых особей у человека значительно длиннее, чем у других видов, и по ходу истории его продолжительность только увеличивалась. Эволюционный ответ заключается в том, что существует определенный баланс между нашими способностями учиться и воображать, которые являются нашим огромным эволюционным преимуществом как вида, и нашей способностью применять полученные знания на практике. Дети постоянно постигают мир. Но если вы все время учитесь, воображаете и делаете открытия, вам необходим такой уровень свободы, которого просто не может быть, если вы чем-то реально занимаетесь. Когда же вы чем-то реально занимаетесь, вам будет гораздо проще, если вы уже воображали предмет и получили определенные знания о нем. Эволюция нашла решение проблемы: детство — это период, когда нам вообще ничем не нужно заниматься, мы абсолютно бесполезны и можем свободно исследовать физический мир, а также все множество возможных миров через игры воображения. Когда же мы взрослеем, то можем использовать полученную в детстве информацию для того, чтобы менять реальный мир.

-3

А в чем заключаются отличия детского сознания от взрослого?

Детей увлекают самые неожиданные события. Взрослые, напротив, склонны сосредотачиваться на тех результатах, которые наиболее релевантны для их целей. Есть такой известный эксперимент: взрослым показывают видеозапись, на которой люди бросают друг другу мяч, и просят посчитать, сколько пасов сделал тот или иной человек. Посреди записи через кадр медленно проходит человек в костюме гориллы. Поразительное количество взрослых, занятых счетом пасов, попросту не замечали неожиданного появления гориллы. Взрослые сосредотачиваются на объектах, которые для них максимально полезны — дети же выбирают те объекты, которые позволяют им научиться максимальному количеству вещей. Взрослые полагаются на то, что уже знают, — дети же не пытаются научиться определенному набору навыков или фактов, напротив, их влечет ко всему новому, неожиданному или информативному. Отчасти такое различие подходов объясняется различиями в детском и взрослом мозге. Чем мозг моложе, тем он более пластичен. В детском мозге больше нейронных связей, чем во взрослом, зато он гораздо менее эффективен для решения конкретных задач. Со временем мы избавляемся от ненужных связей, а оставшиеся начинают работать быстрее и автоматичнее. При этом предлобный участок мозга, который отвечает за запланированные интеллектуальные действия, взрослеет крайне поздно — в некоторых случаях он может окончательно сформироваться уже после 20 лет.

-4

Вы спорите с классическими теориями мышления детей. Что мы такого знаем о детях, чего не знали они?

Детей традиционно недооценивают. Философ Джон Локк называл их «чистыми досками», выдающийся психолог рубежа веков Уильям Джеймс полагал, что они живут в «цветущей, звенящей сумятице». На протяжении всего XX века такие ученые, как Зигмунд Фрейд или Жан Пиаже, полагали, что причина, по которой дети способны на столь фантастические и оторванные от реальности игры, кроется в том, что дети не умеют отличать воображаемый мир от реального. Однако огромное количество недавних исследований показало, что это совсем не так. У детей есть вполне четкое представление о том, как различать фантазии и реальность. Просто они интересуются тем и другим одинаково. Раньше мы думали, что дети проводят столько времени в ролевых играх в силу ограниченности своего мышления, но сейчас мы начинаем понимать, что способности детей к познанию гораздо выше, чем у взрослых. Многие отличительные черты детей, как та же ролевая игра, на самом деле свидетельствуют об огромной мощи их воображения.

Продолжение материала читайте по ссылке.

_________________________________________

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал esquire.ru на Яндекс.Дзен, чтобы видеть больше интересных материалов. А также делитесь нашими лучшими публикациями с друзьями в Facebook, Twitter и Instagram.

-5