Ускорение на 0,7 процентных пункта темпов ВВП (с 1,6% в 2017 году до 2,3% в 2018-м) произошло за счёт чистого экспорта (нетто-экспорта). Именно поэтому оно неощутимо гражданами и бизнесом.
Объявление Росстатом первой оценки роста ВВП в 2018 году на 2,3% вызвало массу вопросов и волну критики в адрес статистического ведомства. Большинство экспертов сомневаются в том, что такой рост был достигнут.
Поэтому анализ данных Росстата представляет особый интерес. Ниже приведён анализ структуры ВВП «по использованию», или, говоря проще, по расходам.
2017 год
В 2017 году прирост ВВП происходил из-за того, что, а) выросли расходы на конечное потребление (+2,1 процентных пункта), б) выросло валовое накопление (+1,5 процентных пункта), но в) уменьшились расходы зарубежных потребителей на российские товары и услуги (снизился чистый экспорт), что уменьшило общий результат (-2,2 процентных пункта). Вместе со статистическим расхождением (+0,2 процентных пункта) это и даёт нам итоговый рост за год: +1,6% (график 1).
График 1. Решающий вклад в прирост ВВП 2017 года внесли конечное потребление и валовое накопление
Источник: Росстат
Отрицательный вклад чистого экспорта в данном случае не означает, что внешнеторговое сальдо было отрицательным. Просто в 2017 году оно тоже было положительным, но на несколько миллиардов долларов меньше, чем в 2016 году.
2018 год
В 2018 году картина изменилась. Прирост ВВП происходил потому что, а) расходы на конечное потребление выросли (+1,4 процентных пункта к росту ВВП), б) валовое накопление выросло (+0,4 процентных пункта) и в) вырос чистый экспорт (+0,8 процентных пункта). Вместе со статистическим расхождением (-0,3 процентных пункта) и получается итоговый рост на 2,3%.
График 2. Если в 2017 году чистый экспорт внёс отрицательный вклад в прирост ВВП (-2,2%), то в 2018 году – положительный (+0,8%)
Источник: Росстат
Ранее высказанная гипотеза о том, что ускорение роста 2018 года базируется на чистом экспорте начинает подтверждаться. Посчитаем точнее.
За счёт чего ускорился рост?
Рост в 2018 году ускорился на 0,7%. Но все компоненты уменьшили свой вклад в рост ВВП, кроме чистого экспорта (таблица 1).
Таблица 1. Ускорение роста ВВП в 2018 году произошло за счёт чистого экспорта
Говоря по-другому, рост ВВП ускорился в 2018 году на 0,7%, в том числе на плюс 3% за счёт чистого экспорта и на минус 2,3% за счёт остальных факторов.
Это вполне согласуется с информаций Росстата. В своих комментариях к своей оценке роста ВВП в 2018 году Росстат пишет:
«… использовались данные из отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 1 декабря 2018 года, оценка платежного баланса Российской Федерации за 2018 год, опубликованная Банком России, индексы внешней торговли в январе-ноябре 2018 года, опубликованные Федеральной таможенной службой, и другая информация»
Выделенные жирным курсивом фрагменты говорят о том, что на неожиданный рост ВВП могли оказать влияние рекордные показатели профицита внешней торговли.
Где же рост?
Почему же ни у простых людей, ни у экспертов нет ощущения экономического роста?
Дело в том, что расходы на конечное потребление и валовое накопление оплачиваются рублями. А значит у поставщиков товаров и услуг появляются рубли за выполненную работу. И экономика может двигаться дальше, потому что эти рубли в дальнейшем трансформируются в платёжеспособный спрос.
И лишь расходы зарубежных покупателей на товары и услуги из России (тот самый чистый экспорт) оплачиваются не рублями, а валютой. И если Центральный банк не трансформирует эту валюту в рубли, то никакого нового платёжеспособного спроса в России не возникает. Такие вот тонкости денежной политики.
Подробнее см. «Пётр Первый и … ставка ЦБ».