Росфинмониторинг, который ещё называют «финансовой разведкой», всё посчитал.
Высчитывая объем теневой экономики, Росфинмониторинг учитывал серый импорт (махинации с занижением таможенных пошлин при декларировании), сокрытие доходов от налоговых платежей, «серые» зарплаты и другие схемы, позволяющие россиянам «пронести» деньги мимо органов, которые занимаются пополнением бюджета страны.
По данным Росфинмониторинга, за последние годы теневая экономика заметно ужалась — в 2016 году она составляла порядка 28,3% ВВП страны, а в 2017 — уже «всего» 20,5%.
Чтобы осознать сравнительные объемы теневого сектора экономики, достаточно сказать, что в государственном бюджете на 2018 год самым затратным пунктом стала «социальная политика», на которую было заложено 4,7 трлн рублей.
— Мы можем оценивать, сколько людей уходит в той или иной степени от государства в сферы, которые государство считает теневой экономикой. По полной занятости это около 20 млн граждан в трудоспособном возрасте, а по частичной занятости — невозможно посчитать. С нашей точки зрения, еще около 10 млн трудоспособных граждан могут находиться в таких факультативных теневых отношениях, — прокомментировал данные Росфинмониторинга профессор НИУ ВШЭ Симон Кордонский.
Отчет по объемам теневого сектора экономики был подготовлен в соответствии с рекомендациями межправительственной организации ФАТФ, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма.