Поговорили о современной профориентации с руководителем проекта «Профессиональная среда» Надеждой Широковой.
Почему на профессию «Профориентолог» не учат в вузах? Где учиться на профориентолога?
В настоящее время такой специальности, как «профориентолог», на рынке не существует. Нет профессионального стандарта на данного специалиста.
Есть специалисты по профориентации, есть специалисты по карьере, но на них в ВУЗах не учат. Как правило, это курсы по повышению квалификации, курсы переподготовки.
Для того, чтобы стать профориентологом, должно быть базовое психологическое образование, такой специалист должен разбираться в мире профессий, ориентироваться в ситуации на рынке, знать перспективные направления, понимать принципы устройства экономики.
Он должен быть немного наставником.
Как Вы советуете выбирать, выявлять своё призвание и профессию?
Мы ориентируем ребят выбирать профессиональное дело, которое им больше всего нравится. В нашем проекте есть своя система, как определиться и выбрать дело, состоящая из 6 шагов:
- Заинтересоваться своим собственным будущим, актуализировать тему выбора, узнать, что такое выбор, как выбирать, из чего выбирать и т.д.
- Этот этап начинается с изучения своих способностей, склонностей и интересов.
- Параллельно вторым этапом происходит знакомство с миром профессий и специальностей. Наш проект предлагает различные формы. Например, фестивали, где в один день можно познакомиться с различными формами профессий по 6 направлениям (сфера услуг, творчество и дизайн, строительство и строительные технологии, транспорт и логистика, IT и soft-skills).
- Когда школьник узнал, какие вообще есть направления, можно определиться с изучением конкретного направления. В каждом из них существует множество ответвлений, профессий и должностей, в которых можно развиваться. В одной сфере услуг множество профессий в образовании, медицине, красоте, туризме и гостеприимстве, безопасности населения и т.д. С направлениями нужно знакомиться на практике. У нас в проекте для этого существует «Большая игра», которая проходит в колледжах согласно календарю событий.
- Следующий этап – стажировки и деятельные пробы для того, чтобы увидеть реальное рабочее место специалиста, программы, с которыми он работает, с операциями, чтобы проанализировать и сопоставить со всё увиденное со своими возможностями. После этого можно подбирать себе образовательное учреждение, если все сложилось, либо вернуться назад и вновь начать с проб. Чем раньше вы займетесь профориентацией, тем больше времени на то, чтобы сделать осознанный выбор!
- Последний этап – прикрепление к профессиональному сообществу. Если ты планируешь развиваться в направлении, то тебе необходимо быть на связи с тем, кто в теме.
Должны ли родители участвовать в профориентации своих детей? Если да, то как? Насколько сильно они должны влиять на выбор?
Безусловно, поскольку все наше воспитание, семья, очень влияют на всех нас, мы все родом из детства. Поэтому родители обязательно должны участвовать в профориентации своих детей! Мы не говорим о том, что они должны настоятельно рекомендовать, куда идти.
Их участие может быть поддерживающим и мотивационным. Они не должны влиять на выбор, но могут помочь в сопровождении этого выбора.
В первую очередь, родители помогают выявить ребенку свои склонности, интересы и способности, развить их, затем помочь ему ознакомиться с направлениями рынка труда, например, пригласить их на работу и рассказать, чем они занимаются, дать возможность постажироваться. Вести разговоры о профессии, о будущем, причем, не в контексте «Я думаю, что ты будешь таким», а о возможных перспективах, вариантах развития траектории.
Можно сходить вместе на Дни открытых дверей, фестивали, и дальше совместно обсуждать – что нового ребёнок узнал о себе, о сферах деятельности. Это позволит снизить тревожность ребенка, найти больше опор и ориентиров, потому что родители те люди, которые помогают найти эти опоры!
Что изменилось в профориентации за последние годы?
Сейчас можно говорить о таком понятии, как нео-профориентация. Если несколько лет назад профориентация заключалась в прохождении тестовой методики в старших классах, чтобы понять предрасположенность именно к трудовой деятельности, то сейчас понятие расширилось и на рынке появилось множество возможностей и проектов, которые позволяют не только сориентироваться в выборе, но и составить маршрут развития, понять базовые особенности и характеристики.
Сейчас на каждом этапе профориентации есть свои задачи. В дошкольном возрасте важно, чтобы ребенок изучал мир профессий, узнавал и понимал, кто чем занимается. Это можно делать через рассказы, книжки, рисование. В начальной школе хорошо уделять время расширению представления о направлениях, о том, что для каждого человека важно найти дело, значимое не только для него, но и для другого! В средней школеважно смещать акцент на сферы профессий: «Чем мне интересно заниматься». В старших классах важно ответить на вопрос «Что мне подходит?», чтобы развить тот или иной талант. В выпускных классах важно строить свой образ будущего и понимать, как к нему идти. Последние классы заточены под карьерную стратегию. Надо набирать больше деятельного опыта.
К сожалению, к нам обращаются ребята, которым остается полгода, или максимум год до того, как определиться с выбором.
На нашем портале profsreda.com есть тестирование в формате геймификации, когда ты проходишь различные профориентационные задания и совершенствуешь своего аватара.
Какие новые методики появились в профориентации?
Как таковых новых ярких методик на рынке не появилось. В основном все опираются на методики Галины Резапкиной или Николая Пряжникова. В гуманитарных технологиях есть свои разработанные опросники. Появляются навигаторы, в том числе, портал https://intalent.pro/ и многое другое
Специалисты портала провели геймификацию теста Н. Пряжникова про средства труда. Интеллектуальная система позволяет посредством ответа на задания выявить, какие профессии тебе подходят по выбранным критериям, какие рекомендуются, а какие точно не попадают. Это поможет ответить на вопрос, какая профессия подходит.
Как Вы относитесь к профориентации для совсем маленьких детей?
Отношусь положительно, поскольку в детстве мы познаем мир через кинестетический канал. В этом смысле сюжетно-игровая деятельность преобладает, и у ребенка есть возможность не только «потрогать профессию» через различные предметы, но также примерить на себя роль специалиста, например доктора.
Представление о мире профессий расширяется, приходит понимание направлений деятельности. Важно использовать методику грамотно и своевременно.
С какого возраста надо задумываться и начинать выбирать будущую профессию?
В настоящее время молодежь выбирает деятельность или образ жизни. Если говорить о конкретной будущей профессии, то решение о том, куда пойти учиться, представление о профессиях, должно формироваться с 7-8 класса.
С 7 класса необходимо активно пробовать себя в различных направлениях, чтобы к 8 классу самоопределиться. За выбором много чего стоит, поэтому, чем раньше приступить к поиску себя, тем больше шансов грамотно выбрать. Важно понять – нет правильного или неправильного выбора и не так страшно выбрать не то!
Выбор сам по себе не страшен, его можно поменять. Лучше выбирать то, что тебе нравится и будет приносить удовольствие.
Но всё же вопрос возраста определяется индивидуально по потребностям. Хорошо бы начинать с 5-6 класса или раньше, но не в контексте выбора, а в контексте развития своих талантов!
Сколько зарабатывают профориентологи?
Я не владею статистической информацией по России, но могу сказать, что спрос на таких специалистов высок.
Один час работы частного специалиста может стоить от 2500 до 5000 рублей.
В среднем, одна профориентационная программа может стоить от 30-60 тысяч за две недели. Лагерь стоит от 60 до 100 тысяч. Эта услуга довольно популярна и много проектов стремятся на этом заработать.
Какими чертами характера обязательно должен обладать специалист по профориентации?
Он должен разбираться в мире профессий, рынке труда, при этом понимать трудности, которые испытывает подросток, т.е. быть мультиспециалистом, чтобы осуществлять квалифицированную помощь!
При этом важно быть оснащенным самыми различными методиками: тьюторскими, коучинговыми, педагогическими – все это поможет построить профессиональную траекторию школьника.
Ещё он должен быть отзывчивым, обладать хорошей интуицией, высокими коммуникационными способностями, постоянно черпать знания о рынке труда, быть в курсе трендов, понимать, как строится образование в России и мире, в чем разница между системами образования, понимать возрастную психологию и, конечно, любить людей!