Найти в Дзене

Как повысить эффективность публичного выступления

Оглавление

СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Публичное выступление - есть не что иное, как публичное взаимодействие кандидата с аудиторией. Оратор должен выступать четко, доступно и кратко, учитывая следующие моменты аудитории:

- мотивацию аудитории (зачем пришли, или зачем их пригласили)

- компетентность в вопросе выступающего

- интеллектуальный и возрастной уровень аудитории

- время отведенное на встречу

Информация должна идти к конкретному адресату, то есть информация должна быть интересна аудитории. Достаточно часто ораторы выступают «сами для себя», полностью игнорируя аудиторию. Они смотрят поверх голов избирателей, в пол, в окно, в сторону. Вследствие этого, теряется контакт с аудиторией, что приводит к низким результатам по окончании встречи

Особое внимание следует уделить акцентированию ключевых моментов встречи. Что надо иметь в виду при проведении выступления:

- входя в аудиторию, поприветствуйте слушателей, всегда улыбайтесь;

- держитесь уверенно, демонстрируйте уверенность в своих словах. Именно демонстрация уверенности позволяет склонить аудиторию на свою сторону.

- взгляд должен быть всегда устремлен на слушателей. Нельзя избегать взглядов;

- начинайте говорить только после установления полной тишины в зале;

- начинайте свое выступление с краткого приветствия;

- выступайте четко, но ни в коем случае не монотонно, иначе все просто заснут;

- внимательно следите за реакцией аудитории;

- если аудитория устала, начните говорить тише, а потом резко повысьте голос;

- если слушателям понравились ваши слова, то акцентируйте на них внимание;

- не обращайте внимания на провокации;

- никогда не говорите, что вы не компетентны, в каком-то вопросе;

- по окончании выступления не забудьте поблагодарить аудиторию

ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

К повседневной подготовке отнесем такие действия, как:

- приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы. Постоянно стремиться к новым знаниям, расширение сферы своих интересов;

- создание собственного архива;

- овладение техникой речи;

- повышение культуры устной и письменной речи;

- Критический анализ выступлений;

Если говорить о правилах подготовки к публичному выступлению, отметим следующее:

1. Для подготовки текста выступления, необходимо уточнить у организатора лимит времени, отведенный под ваш доклад. Если ограничения по времени отсутствуют, все равно не стоит готовить длинную речь. В среднем рассчитывайте на 5 - 7 минут, максимум - 10 минут.

2. Разработать план.

3. Определитесь с целью доклада, его основной идеей. Затем приступайте к составлению плана речи. Чем подробней составлен план, тем проще будет написать сам текст. Главную идею доклада можно озвучить как в начале выступления, так и в конце.

4. Отрепетировать речь.

5. Ориентируйтесь на публику. Если вы экономист и выступаете перед своими коллегами, естественно, раскрытие сути специальных терминов будет неуместным. В случае доклада для людей других профессий, наоборот, очень кстати.

6. Стиль одежды. После тренировок приступайте к подбору одежды. Прежде всего, наряд должен соответствовать формату встречи. Главное правило: наряд не должен привлекать чрезмерное внимание аудитории, иначе он будет отвлекать от сути доклада.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

Все этапы можно объединить в три группы по отношению к моменту речи: докоммуникативная, коммуникативная и пост коммуникативная фазы

1. Докоммуникативная фаза

Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Главная мысль - это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

- мажорная;

- беспечная или юмористическая;

- шутливая;

- сердитая или упрекающая;

- мрачная;

- торжественная;

- предостерегающая;

- вопросительная.

Оценка аудитории и обстановки


Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

- возраст;

- уровень образования;

- профессия;

- цель прихода людей на выступление;

- уровень заинтересованности в теме;

- уровень осведомленности в данном вопросе


2. Коммуникативная фаза


Коммуникативный этап (во время выступления) выступления предполагает также развитие у оратора способности распределять внимание, быстро переключаться с излагаемого материала на аудиторию и обратно. Важно научиться представлять ход мыслей слушателей и степень восприятия ими материала.

Действия оратора во время коммуникативной фазы выступления включают:

- реализацию норм культуры речи;

- логичность текста речи;

- реакцию на действия аудитории.

Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи?

Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие вашей речи, делает ее громоздкой. Кроме того, необходимо помнить, что кто- то из слушателей не знаком с данными словами, а кто-то вкладывает в них иной смысл, не совпадающий с вашим. Неверная интерпретация понятий может привести к недоразумению - неправильному истолкованию ваших слов в целом.

Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл.

Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным. В этом случае оратор быстро «выдыхается» и не в состоянии затем удерживать внимание слушателей.

Не рекомендуется также говорить слишком громко. Через 8 - 10 минут аудитория устанет, и не будет воспринимать речь, похожую на крик.

Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов заметил, что «союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше».

3. Посткоммуникативная фаза

Посткоммуникативный этап (вопросы после выступления). При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций:

- полноты реализации замысла

- логики изложения

- эстетической выразительности

На что обычно обращает внимание аудитория и каждый слушатель в отдельности:

- оценка содержания выступления:

- тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько отвечают ситуации;

- вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли шло; понятно ли и убедительно;

- главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызывает 'ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые доводы и доказательства; достаточно ли аргументов; есть ли слишком отвлеченный материал; все ли примеры целесообразны; убедительно выступление;

- заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели.

Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики:

- есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли чрезмерная отвлеченность;

- употребляются ли речевые штампы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление, насколько ярок язык.

Оценка внешнего облика оратора:

- внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли на слушателей;

- поза: скованная или непринужденная, театральная или царственная, сутулая или прямая и т.д.; нет ли лишних движений и др.;

- жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много; насколько естественны, осмысленны, уместны.

Оценка произнесения речи:

- голос: достаточно ли звучен или чрезмерно громок; есть ли надлежащая выразительность;

- темп: не слишком ли быстрый или медленный; не отрывиста ли или замедленна речь; достаточно ли пауз;

- высота голоса: насколько разнообразны модуляции голоса, акцентируется ли внимание на главных понятиях; не монотонна ли речь.

Оценка артикуляции:

- насколько правильно произношение слов;

- насколько четка артикуляция.

Таковы примерные характеристики, которые помогут вам сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи. Особое внимание необходимо обратить на правильное произношение слов, так как соблюдение орфоэпических норм - одно из слабых звеньев языковой и речевой культуры.

На этом всё, мои дорогие читатели! Если статья была полезной, то подписывайтесь, ставьте лайки и делитесь своим мнением в комментариях. Всего доброго!)