СПЕЦИФИКА ПОНЯТИЯ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
Публичное выступление - есть не что иное, как публичное взаимодействие кандидата с аудиторией. Оратор должен выступать четко, доступно и кратко, учитывая следующие моменты аудитории:
- мотивацию аудитории (зачем пришли, или зачем их пригласили)
- компетентность в вопросе выступающего
- интеллектуальный и возрастной уровень аудитории
- время отведенное на встречу
Информация должна идти к конкретному адресату, то есть информация должна быть интересна аудитории. Достаточно часто ораторы выступают «сами для себя», полностью игнорируя аудиторию. Они смотрят поверх голов избирателей, в пол, в окно, в сторону. Вследствие этого, теряется контакт с аудиторией, что приводит к низким результатам по окончании встречи
Особое внимание следует уделить акцентированию ключевых моментов встречи. Что надо иметь в виду при проведении выступления:
- входя в аудиторию, поприветствуйте слушателей, всегда улыбайтесь;
- держитесь уверенно, демонстрируйте уверенность в своих словах. Именно демонстрация уверенности позволяет склонить аудиторию на свою сторону.
- взгляд должен быть всегда устремлен на слушателей. Нельзя избегать взглядов;
- начинайте говорить только после установления полной тишины в зале;
- начинайте свое выступление с краткого приветствия;
- выступайте четко, но ни в коем случае не монотонно, иначе все просто заснут;
- внимательно следите за реакцией аудитории;
- если аудитория устала, начните говорить тише, а потом резко повысьте голос;
- если слушателям понравились ваши слова, то акцентируйте на них внимание;
- не обращайте внимания на провокации;
- никогда не говорите, что вы не компетентны, в каком-то вопросе;
- по окончании выступления не забудьте поблагодарить аудиторию
ОСНОВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПОДГОТОВКИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ
К повседневной подготовке отнесем такие действия, как:
- приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы. Постоянно стремиться к новым знаниям, расширение сферы своих интересов;
- создание собственного архива;
- овладение техникой речи;
- повышение культуры устной и письменной речи;
- Критический анализ выступлений;
Если говорить о правилах подготовки к публичному выступлению, отметим следующее:
1. Для подготовки текста выступления, необходимо уточнить у организатора лимит времени, отведенный под ваш доклад. Если ограничения по времени отсутствуют, все равно не стоит готовить длинную речь. В среднем рассчитывайте на 5 - 7 минут, максимум - 10 минут.
2. Разработать план.
3. Определитесь с целью доклада, его основной идеей. Затем приступайте к составлению плана речи. Чем подробней составлен план, тем проще будет написать сам текст. Главную идею доклада можно озвучить как в начале выступления, так и в конце.
4. Отрепетировать речь.
5. Ориентируйтесь на публику. Если вы экономист и выступаете перед своими коллегами, естественно, раскрытие сути специальных терминов будет неуместным. В случае доклада для людей других профессий, наоборот, очень кстати.
6. Стиль одежды. После тренировок приступайте к подбору одежды. Прежде всего, наряд должен соответствовать формату встречи. Главное правило: наряд не должен привлекать чрезмерное внимание аудитории, иначе он будет отвлекать от сути доклада.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ
Все этапы можно объединить в три группы по отношению к моменту речи: докоммуникативная, коммуникативная и пост коммуникативная фазы
1. Докоммуникативная фаза
Определение темы и цели выступления
Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.
Главная мысль - это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то-то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.
Возможные интонационные окраски выступлений следующие:
- мажорная;
- беспечная или юмористическая;
- шутливая;
- сердитая или упрекающая;
- мрачная;
- торжественная;
- предостерегающая;
- вопросительная.
Оценка аудитории и обстановки
Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:
- возраст;
- уровень образования;
- профессия;
- цель прихода людей на выступление;
- уровень заинтересованности в теме;
- уровень осведомленности в данном вопросе
2. Коммуникативная фаза
Коммуникативный этап (во время выступления) выступления предполагает также развитие у оратора способности распределять внимание, быстро переключаться с излагаемого материала на аудиторию и обратно. Важно научиться представлять ход мыслей слушателей и степень восприятия ими материала.
Действия оратора во время коммуникативной фазы выступления включают:
- реализацию норм культуры речи;
- логичность текста речи;
- реакцию на действия аудитории.
Какие же ошибки типичны для выступающих? Чего не следует допускать в своей публичной речи?
Нельзя злоупотреблять иностранными словами, незнакомыми терминами и понятиями. Это затрудняет восприятие вашей речи, делает ее громоздкой. Кроме того, необходимо помнить, что кто- то из слушателей не знаком с данными словами, а кто-то вкладывает в них иной смысл, не совпадающий с вашим. Неверная интерпретация понятий может привести к недоразумению - неправильному истолкованию ваших слов в целом.
Недопустимо наличие в речи выступающего слов-паразитов типа того, значит, так сказать, ну, вот и др. Такие слова загрязняют речь и затемняют смысл.
Не рекомендуется делать начало преувеличенно эмоциональным. В этом случае оратор быстро «выдыхается» и не в состоянии затем удерживать внимание слушателей.
Не рекомендуется также говорить слишком громко. Через 8 - 10 минут аудитория устанет, и не будет воспринимать речь, похожую на крик.
Недопустимо частое употребление союзов. Еще М.В. Ломоносов заметил, что «союзы подобны гвоздям и клею, чем их меньше, тем лучше».
3. Посткоммуникативная фаза
Посткоммуникативный этап (вопросы после выступления). При анализе устного выступления необходимо рассматривать речь с трех основных позиций:
- полноты реализации замысла
- логики изложения
- эстетической выразительности
На что обычно обращает внимание аудитория и каждый слушатель в отдельности:
- оценка содержания выступления:
- тема и цель: интересны ли, не слишком ли широки; насколько отвечают ситуации;
- вступление: насколько интересно и нестандартно; не слишком ли шло; понятно ли и убедительно;
- главная часть: продуман ли план и логика выступления; вызывает 'ли интерес; нет ли лишнего материала; правильны ли приводимые доводы и доказательства; достаточно ли аргументов; есть ли слишком отвлеченный материал; все ли примеры целесообразны; убедительно выступление;
- заключение: достаточно ли мотивировано; насколько ясно и впечатляюще; соответствует ли поставленной цели.
Оценка выступления с позиций соответствия нормам культуры речи и стилистики:
- есть ли двусмысленности; достаточна ли конкретность, есть ли чрезмерная отвлеченность;
- употребляются ли речевые штампы; насколько в речевом оформлении оригинально выступление, насколько ярок язык.
Оценка внешнего облика оратора:
- внешность и манеры: непринужденно ли поведение; есть ли уверенность, дружелюбный тон; ко всем ли обращена речь; смотрит ли на слушателей;
- поза: скованная или непринужденная, театральная или царственная, сутулая или прямая и т.д.; нет ли лишних движений и др.;
- жесты: насколько целесообразны; не слишком ли их много; насколько естественны, осмысленны, уместны.
Оценка произнесения речи:
- голос: достаточно ли звучен или чрезмерно громок; есть ли надлежащая выразительность;
- темп: не слишком ли быстрый или медленный; не отрывиста ли или замедленна речь; достаточно ли пауз;
- высота голоса: насколько разнообразны модуляции голоса, акцентируется ли внимание на главных понятиях; не монотонна ли речь.
Оценка артикуляции:
- насколько правильно произношение слов;
- насколько четка артикуляция.
Таковы примерные характеристики, которые помогут вам сориентироваться при подготовке к выступлению и во время произнесения речи. Особое внимание необходимо обратить на правильное произношение слов, так как соблюдение орфоэпических норм - одно из слабых звеньев языковой и речевой культуры.
На этом всё, мои дорогие читатели! Если статья была полезной, то подписывайтесь, ставьте лайки и делитесь своим мнением в комментариях. Всего доброго!)