Когда потерявшая рассудок под влиянием злостных агитаторов толпа набрасывается на войско, войску ничего не остается делать, как стрелять. Так было и так будет впредь!
Сказана эта цитата была главой МВД Российской империи А. Макаровым в 1912 году.
9 апреля 1912 года выходит из каникул Госдума. Заседание начинается с выступления председателя думы М. Родзянко. Председатель выражает соболезнование союзному английскому народу, который переживает трагедию произошедшую в ночь с 14 на 15 апреля на борту корабля "Титаник". (Напомню, что в то время Россия живёт по юлианскому календарю, и соответственно 15 апреля григорианского календаря соответствует 2 апрелю юлианского календаря). Но в заявлении все замечают, что Родзянко не упоминает ещё одну трагедию, которая произошла в России. Тогда депутаты берут инициативу в свои руки, и отправляют запрос в правительство о событиях на приисках рядом с городом Бодайбо. Через пару дней в депутатам приходит глава МВД Александр Макаров и произносит эту цитату. Она мгновенно же разлетается и создаёт большой резонанс в обществе. Со стороны правительства начинается расследование, и со стороны Думы. В город отправляются от правительства Сергей Манухин, который отчитывается перед императором, а вот от Думы отправляют Александра Керенского.
История "Ленского золотопромышленного товарищества" начинается в 1846 году. Купец К. Трапезников вместе с статским советником К. Репенски за свои средства открывают первые прииски в Витимско-Олёкминском районе. Прииски заинтересовывают и других купцов. Начинается бурное развитие района. В 1861 году начинает действовать первая в районе конная железная дорога. В 1865 открывается узкоколейка. В 1896 году в бассейне р. Лена открывается гидроэлектростанция. В 1898 году на приисках появляется телефонная связь. А вдоль р. Ныгри открыли первую в России электрифицированную ж\д. На тот момент прииски в Бодайбо становятся одними из лучших в мире. Но прибыль, которой практически не было, не смогла покрыть затраты на освоение района. Долги купцов росли. В 1873 году банкир Е. Гинцбург скупает долги купцов. "Лензолото" переходит под его управление. Но добыча золота находилось на грани краха. Так в 1896 году создаётся новая организация "Лензолото". Название не меняется, а появляются акционеры. Но компанию это всё равно не спасает. Компания спаслась только после того как Государственный банк предоставил два кредита, один на ежегодные текущие доходы в размере от 6 до 8 млн. рублей, а другой долгосрочный на 7 млн. рублей. (На тот момент в империи был введён золотой стандарт рубля, и государство было заинтересованно в бесперебойной добыче золота). Т.к. ставки по кредитам были высоки, руководители компании продолжали поиски новых акционеров. В 1906 году начались переговоры с англо-русским акционерным обществом «Русская горнопромышленная корпорация». В 1908 году создаётся финансовое общество "Lena Goldfields Co., Ltd". Председателем становится В. И. Тимирязев.
Наше знакомство с компанией закончено. А теперь непосредственно к событиям. Подписав договор работник получал 135 рублей авансом (на тот момент это полугодовая зарплата рабочего в Москве). Непосредственно на месте горный рабочий получал 30-45 рублей в месяц(в два раза больше чем работник в Москве и Санкт-Петербурге). Также разрешались сверхурочные старательские работы по поиску самородков. Самородки сдавались администрации, и оплачивались согласно расценкам на золото. Но это было до 1912 года. Женщины и дети получали от 80 коп. и до 1 рубля 10 коп. в день.(После расследования выяснилось, что многим женщинам и детям вообще не платили). Рабочие условия были не на высоте. Работали в условиях лютого мороза, и вечной мерзлоты. Многие работы проводились в ручную, хоть и в механизацию добычи было вложены большие деньги(но реализация, она как всегда подкачала). Рабочим приходилось работать по колено в воде. После чего их ждал долгий путь по лютому морозу к баракам.
Заявлением рабочих «Утёсистого» прииска:
Недостаточное освещение шахт, благодаря чему всегда происходят падения [рабочих, которые] рискуют себе свернуть шею и пробить голову, что всегда случается. Лестницы совершенно не освещены. Если смотритель даёт свечей, то в таком ограниченном количестве, что их далеко не хватает. Если кто осмеливается из нас попросить ещё за недостачей, то нас величают такими бранными и нецензурными словами, что предпочитаем себе расшибать лоб, чем просить свечей.
Жили рабочие приисков в бараках. Комиссия постановила, что только 10% бараков удовлетворяло минимальным требованиям для жилых помещений. Сами бараки были переполнены, и тем самым работники были вынуждены снимать квартиры. Также администрация принуждала покупать товар только в магазинах принадлежащих "Лензолото", где качество товара было очень низким, при завышенных ценах. В 1912 году труд начал оплачиваться талонами на товары, что законом было запрещено.
Товарищи, нам здесь делать нечего, нам остаётся одно: посоветовать рабочим поджечь эти прогнившие, вонючие здания и бежать из этого ада, куда глаза глядят.
Режим работы был как и во всей империи (на бумаге). Т.е. при односменной работе смена длилась 11 часов, при двухсменной была равна 10 часам, а при трёхсменной - 8 часов. Но в реальности рабочий день мог продолжаться и все 16 часов, поскольку после окончания основной работы были разрешены старательские работы (до 1912 года).
Низкая зарплата, рабочий день 11–11,5 часа, постоянные обсчеты и штрафы, сбыт через приисковые лавки низкосортных товаров по завышенным ценам, полное отсутствие техники безопасности, запрет под угрозой увольнения приобретать продукты вне торговой сети «Лензолота». Котёл кипел, и медленно подходил к своему логическому продолжению. Последней каплей стало мясо. Существует несколько версий. Первая гласит, что рабочему выдали протухшее мясо. Вторая гласит, что женщина в магазине купила мясо очень похожее на конский половой орган. И третья гласит, что при проведении рабочей инспекции на кухне, она нашла в поварском котле конскую ногу.
29 февраля 1912 года начинается забастовка на "Андреевском" прииске. Уже через пару дней к бастующим присоединились работники Успенского, Варваринского, Утесистого, Федосиевского, Весеннего, Липаевского, Ивановского, Громовского, и других приисков. Всего собралось около 6 тысяч человек. В начале марта бастующие организовывают собрание, и выдвинули требования администрации состоящее из 4 гарантий, и 18 требований.
О ГАРАНТИИ ВЫБОРНЫХ
1. Чтобы делегатам от всех забастовавших приисков было предоставлено право на время переговоров пользоваться бесплатным проездом по железной дороге от ст. Феодосиевская до ст. Бодайбо, а равно и на лошадях.
2. Чтобы управление Лензото снеслось бы с местной полицией о гарантии свободы делегатам.
3. Чтобы на время забастовки выборным был предоставлен Народный дом.
4. Чтобы административной властью не назначались на работы отдельные лица, предварительно не испросив разрешения у делегатов.
Мы хотим, чтобы забастовка носила миролюбивый характер, а поэтому заявляем: если будут применены карательные меры к нашим уполномоченным, тогда мы снимаем всех рабочих с работ.
Требовали бастующие ничего сверхъестественного. 8-часовой рабочий день, в праздники же 7 часовой день, увеличение зарплаты на 30%, отмена штрафов, отказ от замены денег талонами при расчетах, организовать рабочую комиссию по охране труда, равноправие рабочих, запрет принуждать женщин к труду, улучшение медпомощи, оплата сверхурочных по соглашению, замена 27 административных лиц, улучшить жилищные условия трудящихся.
В конце марта в жандармское управление Иркутска приходит телеграмма от директора полиции Белецкого:
Предложите непосредственно ротмистру Трещенкову непременно ликвидировать стачечный комитет…
3 апреля 1912 года арестовывают руководителей забастовки. 4 апреля состоялось массовое мирное шествие (около 2 тысяч рабочих) в знак протеста против ареста членов забастовки. По приказу ротмистра Трещенкова по людям был открыт огонь.
Количество жертв точно не установлено. Согласно учебникам истории СССР было зафиксировано, что 270 человек было убито, а 250 человек ранено. В особых журналах Совета министров Российской империи записано, что пострадало 372 человека, из них 170 погибло. В расследовании которое вели Керенский, и Манухин записей об погибших не было. Было лишь указано, что в ходе расследования были взяты показания у 202 раненых человек.
И напоследок. И. Сталин, газета "Звезда" 19 апреля 1912 года:
Всё имеет конец — настал конец и терпению страны. Ленские выстрелы разбили лёд молчания, и — тронулась река народного движения. Тронулась!.. Всё, что было злого и пагубного в современном режиме, всё, чем болела многострадальная Россия, — всё это собралось в одном факте, в событиях на Лене.
Спасибо, Дорогой читатель, за внимание.
Понравилась статья? Подписывайся, и ставь палец вверх.