Самый протяженный в РФ Крымский мост в длину достигает 19 километров. На полгода раньше запланированного срока было открыто движение автомобилей. В декабре 2019 года по мосту откроется железнодорожное сообщение. Эта стройка отнесена к наиболее масштабным проектам века. И средств на ее строительство было затрачено немало. Вопрос «сколько стоит Крымский мост?» ‒ один из наиболее часто задаваемых. Он интересует не только наших сограждан, но и жителей других стран.
Как менялись оценки
Информация по стоимости строительства этого крупномасштабного проекта изначально противоречива. Разные источники оценивали размах проекта уже на этапе подготовки документации от 50 до 300 млрд рублей.
Огромную роль в формировании цены оказала сложность проводимых работ. Отразились на ней проблемы транспортировки к месту проведения работ материалов и техники, и не только.
Главными подрядчиками выступали: «Стройгазмонтаж», «Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань». Этим компаниям выделялась львиная доля средств.
Предварительная стоимость работ, озвученная в 2014 году, складывалась из:
- собственно, строительство моста – 150 млрд руб.;
- подготовительные работы – 86 млрд руб.;
- строительство подъездных дорог – 52 млрд руб.
В качестве окончательной в 2016 году утверждена смета на сумму 227,92 млрд руб. Именно такая стоимость моста опубликована на сайте проекта most.life.
Получается, что за километр Крымского моста потрачено 11,9 млрд руб., один день строительных работ стоил государству 0,5 млрд руб. Однако не стоит забывать про подъездные пути, обустройство зоны безопасности и сложность, связанную с установкой свай.
Для сравнения: мост в Саудовской Аравии (короля Фахда) длиной 25 км обошелся в 1,9 млрд долл. США (строительство проходило в 80-е годы). Но там нет железной дороги. То есть, сметы вполне сопоставимы.
Самый длинный мост в мире в Китае примерно в 3 раза длиннее Крымского (55 км), на его строительство ушло около 20 млрд долл. США. Если перевести в рубли, то это дороже русского. Но опять же, надо везде учитывать особенности условий строительства.
Значимость проекта
Независимо от реальной стоимости строительства гиганта, проект доказал возможности России, к тому же дал новый толчок развитию Крымского полуострова. Мост запущен не только благодаря огромным финансовым вложениям, но и высокой технической подготовке, организованности, дисциплине и труду тех, кто его строил.
Каких-то два года понадобилось, чтобы ввести в эксплуатацию объект, о котором думали люди еще сотни лет назад. Уже сегодня мост позволил наладить полноценное автомобильное сообщение с Республикой Крым.
К концу года заработает железнодорожная ветка. В конечном итоге это отразится на простых гражданах и бизнесе. Первые ощутят снижение цен на основные продукты потребления, вторых ожидает сокращение транспортных расходов и постоянная транспортная связь с “континентом”.
О строительстве Железной Дороги со стороны Тамани в видеосюжете: