Изображение взято из открытых источников.
Въ лѣто 6678 (год 1169)
В марте 1169 года в Киев на великий стол сел новый князь, Глеб Юрьевич, сын Юрия Долгорукого брат Андрея Боголюбского. До этого он княжил в городе Переяславле. Там оставил своего старшего сына Владимира. И как сложилось в обычаи, появились на границах половцы. Они всегда приходили, когда менялась власть в Киеве, что бы заключить договор с новым князем: "Богъ ти далъ отчину твою и дѣдину Кiеву, а посадилъ тя в немъ на столѣ братъ твой Андрѣй, а мы съ тобою хочемъ порядъ положити о всемъ и утвердитися межи собою, и внидемъ въ роту къ тобѣ, а ты къ намъ, да не мы васъ начнемъ боятися, ни вы насъ." - так говорили послы от кочевников.
- Половцы. Степь всегда знала что происходит на Руси, и вот сей час при смене великого князя собрав кланы воедино, ханы устремились на земли русские. Это были не гонцы, не вестовые и не послы, шло много кочевников, большое войско. Оно разделилось и одни ханы вторглись в Переяславское княжество, и около Песочена стали станами. Другие вошли с другой стороны Днепра, в Киевскую землю, и стали у Корсуня. А вот отсюда они и направили гонцов к новому князю, надеясь получить большие подарки, дорогие меха и серебряные гривны. Князь воевать не будет, сил у него нет, половцы это знали точно. Глеб Юрьевич встретил и одарил половецкие посольства, выслушал внимательно, посовещался с ближними боярами, дружиной и нагрузив возы дарами, направился в Переяславль. А послам было сказано: "Иду къ вамъ на снемъ". Прежде всего князь устремился к двенадцатилетнему сыну, мал он еще был и не решит сам вопросы не замирится с кочевниками. Надо отвести от него угрозу. А к половцам у Корсуня посланы были гонцы, предлагая ждать киевского князя.
Карта вторжения Половцев и действие дружин Михалка Юрьевича, сражение с кочевниками.
- Война. Князь встретился с переяславскими половцами, одарил их богатством всяким, заключил договор, целовал крест, половцы клялись своим богом и ушли в степи. Но другие половцы, что стояли у Корсуня узнав об уходе Глеба, решили не ждать его, а устремились к Киеву. Половцы подошли к городу и стали разорять монастыри, пожгли окрестные селения без числа, взяли много пленных, женщин и детей. Ханы смеялись: "а к намъ не шелъ; мы же въ то время идемъ въ Кiевъ и возмемъ си, еже хотимеъ". Половцы лютовали в окрестностях Киева, о том стало известно Глебу Юрьевичу когда он шел к Корсуню и стал у Перепетова. Князь готов был в малой дружине выступить против врага. Но Берендеи отговорили его. Сказав, что воевать надо, но собрав всю братию свою и воинов. Однако предложили самим идти на врагов но что бы дал им кого из братьев своих, что были с ним. Глеб Юрьевич согласился и отправил против половцев брата Михалка Юрьевича, придал ему сотню переяслвскую, а Берендеи собрали полторы тысячи воинов. Михалко с объединёнными силами, попрощавшись с братом ушел на половцев.
Текст для графического изображения фрагмента взят из Воскресенской летописи, ПСРЛ, том VII, стр 86. Текст дословный, напечатан шрифтом Izhitsa - личная библиотека.
- И была сеча злая. Берендеи и Михалко дошли до Корсуня, а оттуда направились по следам половцев. Сторожи русские столкнулись с половецкими разъездами, их было 300 всадников. Произошла короткая схватка, враг был разбит, перебили всех, что бы скрыть передвижение, а несколько оставили в живых. Пленные пояснили что всего половцев семь тысяч, и что идут они уже обратно с полоном русским. Воевода князя, Владислав, брат Янов с небольшим числом воинов шел первым и встретил половцев, охранявших женщин, детей и возы с добычей. Приняв решение напасть, переяславцы-дружинники с Берендеями атаковали стремительно и снова удалось перебить всех кочевников: "и срѣтоша Половцѣ съ полономъ идущихъ, и тѣхъ избиша и полонъ отъяша." Пленники плакали и радовались чудесному спасению. Они пояснили, что следом идёт огромный полк степняков. Михалко собрал совет ближний и решили стать против полка половецкого, несмотря на то, что русских и Берендеев было значительно меньше. Князь стал под своим стягом, дружина выстроилась рядом. Но Берендеи первыми напросились атаковать и когда появились враги, устремились вперёд. Стрелки начали бой, засыпав друг друга стрелами, затем пошел грозно половецкий полк надеясь на свою многочисленность. Но дружинники стояли насмерть, а Берендеи с флангов атаковали кочевников. Битва была яростной и жестокой, и половцам удалось сбить княжеский стяг, упал сражённый воин, и в смятении оказалась дружина. Замешкались и половцы, ибо и их знаменосец убит был и не понятно стало, кто кого одолевает. Но князь не думал отступать, Михалко был в гуще сражения и ранили его тремя копьями, но стоял он крепко и дружина подле билась стойко. Воевода Владислав поднял стяг княжеский, и увидели все, враги и дружина, что стоит стяг, а значит не повержен князь. И побежали половцы, а русские и Берендеи стали их преследовать и порубили без числа бегущих, а пленных взяли полторы тысячи, только хан половецкий смог спастись. А Михалко с дружиной, переяславцами и Берендеями пришел в Киев, к брату с победой.
Послесловие. Так завершился половецкий набег 1169 года. Впереди ещё много будет битв и сражений между Русью и Степью. А Михалко Юрьевич уже в следующем году с братом Всеволодом разгромит степняков за Бугом, которые вновь нападут и будут жечь селения в земле Русской.