Найти в Дзене
Сергей Блинов

Об оценке роста ВВП в 2018 году

Мой прогноз ВВП 2018 года был 1,7%, а затем я пересмотрел его (уже не прогноз, а оценку, так как год закончился) на 1,6%, учитывая замедление реальной денежной массы (РДМ). После того, как Росстат выдал первую оценку – никем не ожидаемые +2,3%, - возникла необходимость ещё раз оценить модель, которую я использую для прогнозирования. Ниже приводится такая оценка. Она же даёт понимание ограничений модели. 

Насколько данные Росстата о росте ВВП в 2018 году на 2,3% «стыкуются» с моей оценкой роста на 1,6%?

Методика прогноза (или оценки) ВВП подробно и с формулами описана в статье «Деньги и экономические прогнозы» (вот альтернативная ссылка).

Суть методики в использовании тесной взаимосвязи между ВВП и реальной денежной массой (график 1).

График 1. ВВП и РДМ связаны теснейшим образом

Источники: ЦБ РФ, Росстат Примечание: последняя (справа сверху) точка построена с учётом прогноза Росстата о росте ВВП на 2,3% в 2018 году.

Высокий показатель R-квадрат (более 0,99), означает, если говорить простым языком, что более 99% изменений ВВП можно объяснить изменениями РДМ. Тем не менее, как видно на диаграмме, фактический ВВП редко полностью совпадает с расчётным ВВП, который «ожидается» при такой РДМ (расчётный РДМ - это красные точки). Давайте увеличим ту часть графика, которая близка к сегодняшнему дню.

С 2010 года укрупнённая картинка выглядит как показано на графике 2.

График 2. ВВП и РДМ с 2010 года

-2

Какова методика прогнозирования? Фактические данные по ВВП (синяя линия) в модели заменяются расчётными (красная линия) и вычисляется темп роста между соответствующими точками.

Система работает хорошо, когда синяя линия движется параллельно красной. В этом случае оценки роста по модели и по факту будут очень близки. Но если факт (синяя линия) движется не параллельно красной линии, а под углом, то есть начинает приближаться или отдаляться от неё, то расхождения между «прогнозом» и «фактом» увеличиваются.

Например, расчётное падение во время «кризиса 2008 года» из-за этого оказывается значительно меньше, чем фактическое (график 3).

График 3. В 2008 году модель «оптимистичнее» факта

-3

Такая же ситуация, но уже с ростом, а не падением, наблюдается и по итогам 2018 года (график 4).

График 4. В 2018 году модель оказалась «пессимистичнее» факта (первой оценки Росстата)

-4

От физических величин ВВП и РДМ перейдём к темпам. Если сравнить фактические темпы ВВП и расчётные («по модели»), то получится картина, показанная на графике 5.

График 5. Расчётные и фактические темпы ВВП иногда расходятся довольно серьёзно

-5

Цифрами на графике обозначены пять эпизодов из экономической истории, рассмотрим их.

Первый эпизод – разобранный выше случай «кризиса 2008 года», когда фактическое падение ВВП (-7,8%) оказалось значительно сильнее расчётного (-3,8%). Модель оптимистичнее факта.

Второй эпизод – обратный случай. За четыре квартала (3 кв.2011-2 кв.2012) фактический рост ВВП (+5%) был значительно выше расчётного (+2,9%). Модель здесь оказалась пессимистичнее факта.

Третий эпизод – итоги 2016 года. Модель показала, что рост ВВП будет небольшой, но положительный (+0,8%). Росстат же поначалу давал отрицательную оценку (-0,2%). Модель была оптимистичнее факта. И не зря: в декабре 2018 года Росстат пересмотрел свою оценку 2016 года на положительную, +0,3%, что обозначено на графике фиолетовой выноской (2) на графике 5. Этот эпизод показал своеобразную «силу» модели, ведь Росстат пересмотрел данные с отрицательных на положительные, как и предсказывала модель.

Четвёртый эпизод – итоги 2017 года. В конце августа 2017 года министр Максим Орешкин объявил о пересмотре прогноза роста в 2017 году с 1,6% до 2,1%, это фиолетовая выноска (1) на графике 5. Однако модель показывала, что при текущих тенденциях (красная линия тогда вела себя стабильно, как видно на графике) рост ВВП будет порядка 1,3%. Примечательно, что и первая оценка Росстата (+1,5%), и даже нынешняя (+1,6%), - обе они оказались намного ближе к расчётному значению, то есть к прогнозу по модели, чем к прогнозу МЭР, что ещё раз подтвердило «силу» модели.

Пятый эпизод – итоги 2018 года. Сразу отметим, что получившиеся расхождения между фактом (+2,3%, по первой оценке) и расчётным ростом по модели (+1,6%) вполне возможны. Как видно на графике, бывали расхождения и сильнее, в том числе в рассмотренных нами первом и втором эпизодах. Но, учитывая силу, которую модель показывала в последнее время, можно предполагать, что при последующих уточнениях Росстатом темпы роста ВВП в 2018 году будут пересмотрены в сторону снижения.

На качественном же уровне можно заметить, что темпы ВВП по модели медленно, но ускоряются (потому что так же медленно ускоряются темпы РДМ). А это значит, что рост в 2018 году более высокими темпами, чем в 2017 году – логичен.

То же самое можно сказать и о росте ВВП в 2019 году: если РДМ не замедлится, рост ВВП 2019 года будет тоже несколько выше, чем в 2018 году.