Сегодня мы припасли для вас кое-что особенное! Что для вас самое важное в жизни — семья, дети, друзья, любовь, развлечения?.. И, наверное, деньги? Вот о последних мы вам и расскажем. Точнее, не мы, а Михаил Калашников, инвестиционный менеджер корпоративного инвестфонда FunCubator, у которого мы взяли интервью про киберспортивные инвестиции.
— Давайте сразу с самого важного: вот у меня есть отличная идея киберспортивного стартапа (ночью приснилась) — как мне получить на неё инвестиции?
— Никак 😊
В проект на стадии идеи можно инвестировать, только очень хорошо понимая, что написавший презентацию человек способен реализовать задуманное. Такое понимание может возникнуть лишь в ходе совместной работы. Например, если мы вкладывались в ваш прошлый стартап и либо вместе заработали, либо вместе проиграли, но убедились при этом в ваших способностях и умении учиться на ошибках. Если такого опыта нет, никакие регалии не имеют значения.
Приходить без команды и хотя бы какой-то проверки гипотез тоже странно: если ты не смог убедить в своей идее даже друзей, коллег и родственников (известные три F: friends, fools & family), чего же ты идёшь к совершенно незнакомым людям?
— Как вы оцениваете, стоит стартап вложений — или нет?
— На верхнем уровне мы должны понимать, как наша инвестиция вырастет в 10-15 раз (нормальный результат на нашей стадии с учётом высокой смертности стартапов) и что вероятность этого сценария существенно выше нуля. Последнее трудно формализовать, у каждых инвесторов свои эвристики, помогающие в выборе. Например, в киберспорте нам важно, чтобы у людей был и киберспортивный опыт, и опыт работы в нормальном бизнесе. Энтузиасты доты, ничего не понимающие в маркетинге и отношениях с брендами, провалятся точно так же, как люди, которые зашли в киберспорт, потому что модно, а не потому, что на самом деле чувствуют индустрию.
— Какие типичные ошибки совершает стартап, когда идёт за инвестициями? Ну, например: слабая проработка бизнес-плана, отсутствие исследований рынка, основатель не почистил зубы перед презентацией и т.д.?
— Самая главная ошибка — это поиск денег слишком рано. Очень много чего можно сделать и проверить вообще без денег или на минимальные средства самих основателей. И это продемонстрирует инвестору сразу несколько важных вещей: 1) вы действительно верите в проект, а не работаете в режиме «есть деньги — занимаюсь, нет денег — не занимаюсь»; 2) вы в принципе способны что-то сделать; 3) вы умеете экономно использовать деньги (и поэтому лучше их дать вам, чем кому-то другому, вы просто больше на них сделаете).
Никому не нужны бизнес-планы и исследования, если вы ещё не проверили их реальностью. Если бы Марк Цукерберг начал с презентации и финмодели, а не с программирования, никакого Facebook сейчас бы не было.
— Вы в одной из наших бесед ранее упоминали, что самые интересные проекты рождаются на стыке индустрий. Можете привести примеры?
— У нас есть портфельный проект Mubert, который делает генеративную фоновую электронную музыку: бесконечный, никогда не повторяющийся поток музыки разных жанров, права на которую полностью принадлежат самому сервису. У такой технологии много очевидных применений вроде фоновой музыки для кафе и фитнес-клубов, но новые индустрии создают новые возможности. Выяснилось, например, что у стримеров есть большая проблема с использованием музыки в стримах — платформы распознают всё, что защищено правами, и принимают меры. Поэтому Mubert сейчас делает решение для стримеров, ожидаем довольно громкий запуск.
— Тогда же вы говорили, что в киберспорте медиаправа просто лежат под ногами и надо их подбирать. О каких именно медиаправах шла речь и как их потом монетизировать, ведь на топ-ивенты права в любом случае уже раскуплены?
— Весь киберспорт сейчас — это медийный рынок, прямые доходы от зрителей в нём составляют небольшую часть. Всё больше брендов в него приходят, и всем нужны какие-то интересные интеграции, заметные лица, раскрученные каналы в соцсетях. При этом и команды, и организаторы турниров, особенно в нашем регионе, не особенно пока умеют это использовать.
— Есть сейчас киберспортивный стартап, на который вы смотрите — и жалеете: эх, не мы туда инвестировали?
— Мы всего полтора года работаем, так что ещё не успели как-то сильно промахнуться. Из того, что уже выросло, конечно, больше всего завидуем инвесторам инфраструктурных для киберспорта и смежных областей (гейминга, стримеров) проектов: Discord, Streamlabs.
— Вы инвестировали в Winstrike. Как оцениваете перспективы этой компании — насколько ожидания и прогнозы соответствуют реальности сегодняшнего дня?
— У нас были большие ожидания, но пока ребята даже их превосходят (конечно, если не брать команду по Dota 2). Для нас очень важно, что они умеют работать быстро — я приезжаю в офис к ним раз в неделю и каждый раз узнаю, что запущено что-то новое. Плюс мы считаем, что они повышают уровень всего рынка в целом: и арены, и работа с брендами, и подход организации к игрокам формируют новый стандарт качества.
— Как вам работа с «взрослыми детьми» из киберспортивной тусовки, некоторые из которых считают себя матёрыми профи, а на деле у них нет ни адекватного корпоративного опыта, ни владения технологиями, ни, собственно, профессионализма?
— Ну, именно с такими мы стараемся не работать 😊 Но проблема кадров реально очень большая, и на стартапах это тоже сказывается. Нам бы хотелось видеть больше качественных заявок и больше интересных концепций. Ещё одна турнирная платформа, ещё одна организация, ещё один обучающий сервис — это довольно скучно.
— Как вы сами пришли в целом в FunCubator и конкретно — в киберспорт?
— До FunCubator я восемь лет работал в Sports.Ru, занимался там продуктом и спецпроектами. В 2015 году в компанию пришел нынешний CEO Winstrike Ярослав Комков, и мы вместе с ним запускали киберспортивное направление: нужно было за пару месяцев до The International срочно сделать сайт и приложение. Успели, приложение (Well Played) получилось в итоге отличное, ничего лучше в мире с тех пор для доты не появилось.
Ещё в Sports.Ru я постоянно изучал рынок, смотрел новые модели бизнеса в спортивной индустрии и медиа, мы делали массу экспериментов. Поэтому переход на другую, инвесторскую сторону полтора года назад получился вполне органичным. Учитывая, что в киберспорте, с одной стороны, много от медиа, а с другой, начинают воспроизводиться модели профессионального спорта, этот опыт мне помогает.
— Ну, и любимый наш вопрос: какое пиво вы предпочитаете?
— В последнее время очень нравится стиль Brut IPA, в России уже несколько пивоварен его делают, и у всех получается вкусно.
***
Интересно? Не забываем подписываться на наш канал в Telegram: https://t.me/esportsindustry и tg://resolve?domain=esportsindustry