Количество железнодорожных вагонов в РФ в 2018 году выросло на 15,5%, достигнув 1,112 миллиона единиц. Размер парка приблизился к показателям 2015 (1,15 миллиона единиц) и 2012 годов (1,16 миллиона единиц). Несмотря на то, что до пиковых показателей 2013-2014 годов, по размерам парка еще далеко, эксперты указывают, что до кризисной ситуации, когда из-за профицита вагонов перевозки железнодорожным транспортом сопровождали «пробки», осталось «совсем немного».
Общероссийский таможенный представитель «СлавТранс» обращает внимание, что ужесточение правил продления срока службы старых вагонов в 2015-2016 годах привело к списанию 215 000 единиц подвижного состава. Сейчас парк существенно помолодел, ближайшие списания полувагонов планируются не раньше 2025 года. Однако, спрос на вагоны демонстрирует устойчивый рост, особенно со стороны угольщиков. Следовательно, если организация железнодорожных перевозок не повысит производительность парка вагонов, то запланированный к 2025 году объем перевозок потребует наличия 1,4 миллиона вагонов на сети. Подобный парк сеть РЖД просто «не переварит», даже выполнив все работы по модернизации железных дорог, заложенных в долгосрочную программу развития (ДПР) ОАО «РЖД».
По мнению экспертов, парк вагонов и дальше продолжит расти:
закупки в ближайшие шесть лет составят 165 000 единиц;
только в 2019 году будет закуплено 35-45 тысяч вагонов.
Нынешняя ситуация, которая может оказать негативное воздействие и на транзитные международные транспортные перевозки, отличается от проблем, которыми сопровождались железнодорожные перевозки грузов в 2012-2014 годах. Сейчас на оборот вагонов влияют активные ремонтные работы, проводимые, в том числе, и на основных магистралях.
Несмотря на то, что РЖД реализовала крупные инфраструктурные проекты, улучшила состояние магистральных локомотивов, а операторами увеличена доля парка с повышенной осевой нагрузкой, остается еще много «узких мест». При изменении структуры грузопотока нагрузка на них возрастает, что «испытает» на себе и доставка грузов из Китая, и транспортировка продукции на экспорт.
© ООО «СлавТранс» 2008-2017