Средняя стоимость топлива в Великобритании отличается в разных населенных пунктах. Все это является результатом того, что крупные британские сети супермаркетов и АЗС вправе устанавливать свою ценовую политику при продаже бензина и дизельного топлива в стране.
Депутаты Соединенного Королевства призывают создать независимую компанию по контролю над ценообразованием на топливо, поскольку все больше звучит обвинений, что розничные продавцы бензина и дизеля увеличивают свою прибыль исключительно за счет автомобилистов.
Так, парламентская группа по изучению данного вопроса утверждает, что розничные продавцы топлива получали среднюю прибыль в размере порядка 7 руб. (0,08 GBP) за литр в первые девять месяцев 2018 года, к концу прошлого года эта цифра увеличилась до 11 руб. (0,13 GBP) за литр.
Ведется борьба за справедливую стоимость топлива в Британии. Так, в петиции, собравшей уже более 14 тыс. подписей, говорится о том, что АЗС, которые согласятся взимать справедливую цену, будет разрешено отображать специальный логотип, подтверждающий это.
Несколько марок бензина используется в Великобритании. Аналог топлива марки 95 в Англии является самым распространенным, его рекомендуют использовать для поездки по городу. Более высокооктановый бензин, марки 98, стоит дороже, но может заметно улучшить ходовые качества высокопроизводительных, с турбонаддувом и спортивных автомобилей.
Итак, средняя стоимость самого распространенного вида топлива, марки 95, в Великобритании составляет:
- 106 руб. (1,24 GBP) за литр бензина;
- 115 руб. (1,34 GBP) за литр дизельного топлива.
Так, самые высокие цены на бензин и дизель зафиксированы на юго-востоке Соединенного Королевства, самые низкие – на северо-востоке и в Северной Ирландии.
При расчетах, представленных выше, использовался следующий курс 1 фунта стерлинга к российскому рублю: 1 GBP = 85,46 рубля (на 21 января 2019 года).
Следующие составляющие влияют на стоимость автомобильного топлива:
- Налоги. Налог на топливо и НДС составляют порядка 65% от общей стоимости бензина, дизельного топлива и биоэтанола.
- Расходы на бурение и переработку, различные оптовые надбавки.
- Расходы на транспортировку.
- Ожидаемая прибыль компаний.
Жесткая конкуренция существует в этом виде бизнеса. Мелким АЗС труднее конкурировать с торговыми сетями, так как супермаркеты, в свою очередь, для привлечения клиентов стараются снизить цены на топливо в надежде на то, что, помимо заправки бака, автомобилисты совершат здесь и свои еженедельные покупки продуктов.
К сожалению, общая тенденция повышения цен на бензин не обошла и Россию, где рост стоимости опережает темпы инфляции, а средняя заработная плата не успевает подрасти вовсе.
Так, автомобильное топливо дороже минимум в 2 раза в Британии по сравнению с Россией, а заработная плата больше примерно в 4 раза.
Средняя зарплата в Соединенном королевстве после вычета налогов составляет порядка 147 тыс. руб. (1,7 тыс. £) в месяц. Правда, и общие расходы на порядок выше, включая прогрессивную ставку налогообложения, расходы на аренду или покупку жилья, а также прочие сопутствующие траты.
Ясно одно – в любой точке мира ценообразование в этом чувствительном сегменте экономики должно быть взято под контроль либо государством, либо специально созданным для этого органом.