Найти тему
Финансовая газета

Чего ожидать в новом году от российской экономики?

Оглавление

Главные темы 2019 года

ВВП

Российская экономика продолжит расти медленнее мировой

Итоги года пока не подведены, но уже можно дать оценки темпа роста ВВП в России и мире. По расчетам Всемирного банка (ВБ), в 2018 году наша экономика выросла на 1,6%, тогда как мировая – на 3%. Иными словами, доля России в мировом ВВП продолжает падать.

Развивающиеся страны выросли на 4,2%. Мало того, нарастает наше отставание даже от развитых стран - в 2018 году их ВВП показал рост на 2,2%.

Это делает планы по вхождению России в топ-5 экономик мира, мягко говоря, все менее реальными. Да что там – Индонезия, занимающая сейчас 7-е место в мире, в этом году увеличила ВВП на 5,2% и лет через пять вполне сможет вытеснить Россию и с 6-го места.

Есть более оптимистичные оценки темпов роста отечественного ВВП в 2018 году. Банк России ожидает их в диапазоне 1,5–2%, а Минэкономразвития – 1,8%. Это реалистичные прогнозы, но в случае их реализации доля нашей страны в мировой экономике все равно уменьшится.

При этом рост инфляции, подъем НДС, жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, внешние шоки и ряд других обстоятельств не дают оснований надеяться на ускорение темпов роста в 2019 году. Правительство ожидает 1,3%, ВБ более оптимистичен – 1,5%. Но даже если бы конъюнктура изменилась самым благоприятным образом, отставание продолжало бы нарастать.

ЦБ оценивает потенциальные темпы роста российской экономики в 1,5–2%, а в недавнем докладе Альфа-банка называлась и вовсе цифра 0,7%. Последнее все же излишне пессимистично и механистично (0,7% получится, если разделить имевший место по итогам последних 10 лет 7-процентный рост ВВП на 10), но и 2% недостаточно. Мировая экономика в следующем году, по прогнозу ВБ, вырастет на 2,9%, развитые страны – на 2%, развивающиеся – на 4,2%, а Индонезия – на 5,2%.

Инфляция

В 2019 году таргет ЦБ достигнут не будет

Темпы роста потребительских цен, в целом снижавшиеся с 2015 года, когда они доходили до 16,9% годовых, с минувшего лета перешли к уверенному росту. Инфляция, упавшая в феврале до рекордно низких 2,2% годовых, по итогам 2018 года составила 4,2%, она уже выше таргета ЦБ (4% годовых). И это только начало – в январе 2019 года инфляцию подстегнуло повышение НДС с 18% до 20%. Оно ускоряло ее еще осенью – продавцы меняли ценники заранее, а покупатели закупались впрок. Но рост налогов, как и ряд других негативных для ценовой стабильности факторов, будет влиять на инфляцию еще не один месяц.

В прошлом году председатель Банка России Эльвира Набиуллина говорила: «Мы допускаем, что на пике, в марте-апреле, годовая инфляция может превысить 5,5% или даже достичь 6%. После ускорения в первом квартале 2019 года инфляция будет замедляться. Если мы ограничим масштаб вторичных эффектов, то с второго-третьего кварталов 2019 года квартальный рост цен с поправкой на сезонность составит 1 процентный пункт, то есть будет соответствовать 4% инфляции в пересчете на год. Следы влияния разовых факторов на годовую инфляцию окончательно исчезнут через год, в первом квартале 2020 года».

Иными словами, даже регулятор вполне допускает возможность того, что по итогам 2019 года инфляция будет превышать его таргет. И это еще при условии, что ЦБ удастся ограничить косвенные последствия ускорения роста цен, такие как повышенные инфляционные ожидания. Не говоря уж о том, что существует угроза внешних шоков – ухудшения ситуации на развивающихся рынках, падения цен на нефть, новых санкций и связанного с этим давления на курс рубля.

Отвечать на это Банк России будет ужесточением денежно-кредитной политики, которое началось еще в сентябре. В декабре, когда стало понятно, что даже пересмотренные в сторону повышения прогнозы по инфляции могут не устоять, ключевая ставка была поднята вновь. И есть все шансы на то, что это не последнее ее повышение. Это неприятная перспектива для бизнеса, но ее несколько смягчает то, что инфляция остается под относительным контролем. Тем не менее если по итогам 2019 года она и окажется ниже 5%, то лишь на несколько десятых долей процента.

Кредитные организации

Банков останется меньше 400

Год назад мы прогнозировали, что к концу 2018 года в России останется меньше пяти сотен банков (см. ФГ №1 от 15 января 2018 года). В тот момент кредитных организаций в России было 561, банков из них было 518. К концу декабря и в самом деле сохранили лицензию лишь 484 кредитных организации (в том числе 440 банков).

Прогноз сбылся, но особого удовлетворения мы от этого не испытываем. Большой сложности в том, чтобы сделать такое предсказание на самом деле не было, и гордиться здесь нечем, процессы же, позволившие реализоваться прогнозу, радовать не могут.

Число банков в нашей стране уменьшается уже больше двух десятилетий (когда-то их было более 2,5 тыс.). Однако 5 последних лет этот процесс идет особенно интенсивно. В 2014 году кредитных организаций в России было 923, причем банков насчитывалось 859 – теперь их почти вдвое меньше. Всю эту пятилетку шли, причудливо меняя поводы и порядок, то «оздоровления» банков, то, напротив, «расчистки» банковской системы.

Иногда могло казаться, что все дело в инициативе ЦБ, очень активно борющегося с подозрительными операциями и прочими вредными привычками банкиров. В другие моменты были очевидны чисто финансовые проблемы банков. Иногда эти процессы захватывали крупные банки, и тогда их вежливо называли «турбулентностью на банковском рынке». Но это лишь вопрос терминологии – в сущности, все это время шел вялотекущий банковский кризис.

Его следствием было то, что в 2014–18 годах число кредитных организаций в среднем уменьшалось на 88, а без учета последних двух лет – на 100 штук в год. В 2017 году процесс исчезновения кредитных организаций было замедлился: их стало меньше на 62. Но уже начиналась новая «турбулентность», захватившая «ФК Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк, и другие, не только кредитные, организации. Так что в 2018 году уход банков с рынка вновь ускорился, и едва ли к следующему январю в России останется больше 400 банков. А вот общее число кредитных организаций имеет неплохие шансы оказаться выше этой планки – по крайней мере, в четвертом квартале 2018 года скорость отзыва лицензий держалась на уровне 6-ти в месяц.