Уважаемые подписчики! Спасибо за интерес проявленный к теме энергетики стран ЕАЭС, начатой в предыдущей статье. Сегодня хочу продолжить эту тему и поделится некоторыми соображениями на этот счет. Эти обобщения и выводы могут быть использованы экспертами, специалистами различных уровней управления при разработке программ хозяйственного развития, потенциальными инвесторами – при рассмотрении возможностей и способов приложения капитала.
Итак.
Энергетическая политика ЕАЭС осуществляется в рамках общесоюзных планов. Участники Союза договорились о создании общих рынков электроэнергии (до 2019 г.), газа, нефти и нефтепродуктов (до 2025 г.), об оптимизации деятельности естественных монополий, отвечающих за производство, транспортировку и распределение энергоресурсов. Главная цель – укрепление экономического «фундамента» для развития национальных хозяйств в рыночных условиях. Основной принцип – экономическая целесообразность, «сначала экономика - потом политика».
Формирование общих рынков энергоносителей осуществляется на принципах первоочередного обеспечения внутренних потребителей на преимущественно рыночных условиях, добросовестной конкуренции и равноправия, открытости и прозрачности информации. Базовые цели - обеспечение устойчивого развития, повышение экономической эффективности и надежности отраслей ТЭК, рост конкурентоспособности товаров и услуг, дальнейшая экономическая интеграция государств-членов ЕАЭС.
В 2015 - 2016 гг. участники Союза согласовали рамочные условия (концепции), создания общих рынков и порядок прогнозирования параметров энергобаланса. Затем стороны приступили к разработке отраслевых программ, включающих конкретный план действий. Из-за сложностей в достижении компромиссов сроки утверждения программ по формированию общих рынков газа и электроэнергии (2016-2017 гг.) выдержать не удалось, соответствующая работа продолжается.
В середине текущего десятилетия по итогам обсуждений основных направлений экономического развития ЕАЭС в период до 2030 г. в качестве базового был выбран сценарий «Собственный центр силы». Основная идея указанного сценария - с опорой на интеграционные инструменты и механизмы создать на едином экономическом пространстве центр притяжения новых технологий, капитала и высококвалифицированных кадров, расширить сотрудничество в несырьевых секторах хозяйства. Полагаем, что для формирования подобного центра притяжения материальных стимулов, экономических методов мотивации недостаточно.
На национальном уровне страны ЕАЭС наметили следующие основные цели: повышение уровня благосостояния граждан, развитие социально-экономической и политической сфер, укрепление авторитета и позиций на мировом уровне. К общехозяйственным приоритетам развития государства Союза относят коренную трансформацию экономики (общесистемные преобразования), переход на инновационный путь развития (осуществление технологического «рывка»). Энергетическая политика нацелена на развитие национальных секторов ТЭК, сфер ВИЭ и энергосбережения, повышение надежности обеспечения внутренних потребителей по оптимальным ценам. В одиночку и без потери части национального суверенитета достижение намеченных целей представляется крайне сложной задачей.
Несмотря на наличие рамочных соглашений в ЕАЭС наметилось замедление процесса интеграции из-за растущего стремления каждого государства к получению (для себя) максимально возможных выгод. Иными словами, наблюдается снижение скорости интеграционных процессов из-за роста «экономического эгоизма». В ряде случаев компромиссы расцениваются как ущемление суверенитета. В качестве одного из примеров укажем на сложность согласования мер (программ) по формированию общих рынков в сфере энергетики.
Для достижения основных целей развития странам ЕАЭС необходимы масштабные инвестиции. Но кроме капитала требуется поддержка граждан и представителей руководящих кругов, сконцентрированных в политической воле каждого участника Союза. На текущем этапе интеграции, возможно, появилась необходимость дополнить принцип формирования ЕАЭС («сначала экономика – потом политика») идеями нематериального характера, т.е. усилить социокультурную составляющую процесса объединения.
Для укрепления взаимодействие стран ЕАЭС по линии социальных, просветительских, культурных, спортивных, учебных, научных организаций целесообразно провести ревизию действующих программ сотрудничества, возможно, разработать дополнительные планы, способствующие объединению на базе традиционных национальных и общих исторических ценностей.
Полный текст статьи опубликован на моем сайте:
http://matveev-igor.ru/articles/390331
Благодарю за внимание!
Не забывайте подписываться на канал.