Найти в Дзене

Как Дмитрий Донской митрополита тузил

Знаете ли вы, как относились к византийским митрополитам русские великие князья?

Своими словами подобной «нежности» не передать, и потому я сразу процитирую собственноручное письмо митрополита Киприана от 1378 года, в котором священник рассказывает обо всем достаточно ярко и доходчиво.

Вернее, я процитирую перевод, сделанный сотрудниками Пушкинского дома, в котором и хранится сей чудесный документ. А сам документ находится вот здесь, по ссылке, в открытом для всех желающих доступе (рекомендую сразу нажать кнопочку «параллельно»).

-2

Итак, послание митрополита Киприана игуменам Сергию и Федору:

...

Не утаилось от вас и от всего рода христианского, как обошлись со мной, — как не обходились ни с одним святителем с тех пор, как Русская земля стала!

Я, Божиим изволением и избранием великого и святого собора и поставлением вселенского патриарха, поставлен митрополитом на всю Русскую землю, о чем вся вселенная ведает. И ныне поехал было со всем чистосердечием и доброжелательством к князю великому.

Он же приставил ко мне мучителя, проклятого Никифора. И осталось ли такое зло, какого тот не причинил мне! Хулы и надругательства, насмешки, грабеж, голод! Меня ночью заточил нагого и голодного. И после той ночи холодной и ныне страдаю. Слуг же моих — сверх многого и злого, что им причинили, отпуская их на клячах разбитых без седел, в одежде из лыка, — из города вывели ограбленных и до сорочки, и до штанов, и до подштанников; и сапог, и шапок не оставили на них! А как обошлись с патриаршими послами, хуля патриарха, и царя, и собор Великий! Патриарха литвином называли, и царя так же, и всечестной вселенский собор.

А я, сколько было сил, хотел, чтобы злоба утихла. То Бог знает, что любил я от чистого сердца князя великого Дмитрия, и желал бы я ему только добра и до конца своей жизни.

Но раз меня и мое святительство подвергли такому бесчестию, — силою благодати, данной мне от Пресвятой и Живоначальной Троицы, по правилам святых отцов и божественных апостолов, те, кто причастен моему задержанию, заточению, бесчестию и поруганию, и те, кто на то совет давали, да будут отлучены и неблагословены мною, Киприаном, митрополитом всея Руси, и прокляты, по правилам святых отцов!!!

-3

Думается, на этот раз нет особой необходимости объяснять, по какой причине категорически запрещено самое упоминание данного документа в российской школьной программе и средствах массовой информации, и почему оно находится под строжайшим цензурным "табу". Ведь это письмо рушит сразу несколько устоявшихся мифов:

— Во-первых, данный исторический документ начисто разбивает мифы о наличии некой повышенной христианской религиозности как у правителей средневековой Руси, так и у широких масс местного населения. Иначе Дмитрий Донской ну никак не позволил бы себе обращаться с церковными иерархами, словно с нашкодившими холопами. Равно как и не назначал бы своих холопов в православные митрополиты.

— Во-вторых — этот документ начисто опровергает популярные желтушные мифы о неком влиянии византийской церкви на русское православие и ставит под сомнение сам факт принятия Русью христианства от греческих святителей.

Исходя из известных фактов мы наблюдаем прямо противоположную тенденцию: многократные, но безуспешные попытки византийской патриархии получить контроль над самостоятельной русской церковью. Ибо скандал с митрополитом Киприаном является отнюдь не единственным в русской истории. Под замком у русских правителей посидели в Москве и митрополит Исидор, и патриарх Иеремия II.

-4

Несложно заметить, что к византийским патриархам на Руси относились в точности так же, как сейчас к стамбульским. С достаточном уважением — но при условии, что они не лезут не в свое дело.

— И наконец в-третьих: данный документ вчистую уничтожает знаменитый фантастический миф об участии православных иерархов в освободительной борьбе русского народа против «монголо-татарского Ига», и уж тем более — об указующей и руководящей роли Церкви в этой борьбе.

-5

Достаточно открыть текст восхваляющей святителей повести «о Мамаевом побоище» — например, здесь как на первой же странице мы с изумлением прочитаем:

Князь Дмитрий рассказывает митрополиту Киприану, что ни в чём не провинился перед Мамаем и выплатил ему дань, как следовало по уговору и даже сверх того. Киприан же советует князю смириться и послать Мамаю столько золота, сколько есть, а если Мамай и после этого пойдёт на Русь войной, то его поразит сам Господь, который дерзким противится, а смиренным помогает.

Однако из сохранившегося письма мы совершенно точно знаем, что митрополит Киприан в указанное время не просто отсутствовал в Москве и на Руси — но и являлся одним из злейших врагов князя Дмитрия!!!

Что именно Киприан отлучил Дмитрия Донского от церкви и наложил на него все возможные проклятия!

А раз так, то получается, что и вся остальная повесть с митрополитом Киприаном в числе главных героев — есть чистое и незамутненное вранье!

-6

Или, вернее: «...позднее фантастическое произведение по мотивам исторических событий...».

Ибо документы доказывают, что громить татарских разбойников Дмитрий Донской отправился аккурат после того, как разогнал византийских святош, и получил от них отнюдь не благословение — а полновесную церковную анафему!

Впрочем, недавнего победителя Орды, разгромившего ее в 1376 году и отобравшего себе Булгарский улус, сие обстоятельство вряд ли сильно расстроило. Мнимого могущества многократно битой русскими дружинами татарской армии князь Дмитрий Московский нисколечко не боялся.

Так какое решение приняло наше Министерство образования, выбирая между однозначно достоверным историческим фактом и гарантированно лживым мифом?

Правильно! На страницы российских учебников, как обычно, попала совершенно незамутненная фантастика с ложными героями и вымышленными событиями, а научные сведения ушли под жесткий и нелицеприятный запрет, спрятанные от худородного люда под грифом «только для служебного пользования».