На то, что легендарный Рюрик прибыл в Новгород с острова Рюген, указывают многие авторы, в том числе современные. Прежде чем говорить о происхождении Рюрика и его возможной связи с Рюгеном, посмотрим на нам остров и его народ в ту эпоху.
Первые упоминания славян с острова Рюген, как отдельного народа, в германских хрониках относятся ко второй половине 10 века. А именно, о них пишет Видукинд Корвейский, в своих «Деяниях саксов», описывая войны с приморскими славянами. Войны саксов и франков со славянами происходили в течение всего 9 века. Германские хроники содержат достаточно частые сообщения о покорении славян, но при этом, почти не содержат описания славянских земель, не упоминают о наделении этими землями своих феодалов, о создании там епископств и строительстве храмов. Это связано с тем, что «подчиненные» славяне, выходили из подчинения сразу после ухода франкских войск. При всем этом, многочисленные славянские племена постоянно враждовали между собой, точнее сказать, их вожди стремились взять под контроль соседей, обложив их данью. Рюгенские славяне были активными участниками этих процессов.
После завоевания саксонским герцогом Оттоном I Великим, будущим первым императором Священной Римской империи, земель славянского племени велетов, в 946 году им было основано Гавельбергкое епископство. При перечислении отошедших епископству земель и их границ, и был впервые упомянут Рюген. Но как упомянут! Граница одной из земель обозначена как до «… Рюгенского моря…». То есть Рюген был в то время настолько мощным центром силы, что его именем называлось все Балтийское море.
Очень важный вывод о том, как руяне «позиционировались» относительно других славян, можно сделать, в том числе, и из упомянутой хроники Видукинда, в том месте, где говорится о битве армии Оттона I с войсками ободритов близ реки Раксы в 955 году. Хронист, кстати, называет рюгенских славян ruani (руани, руяне). Руяне хорошо знали эту местность и выступили в качестве проводников саксов. В битве на Раксе объединенные силы саксов и руян разгромили ободритов. Вклад руян в победу был столь существенен, что под их контролем саксы оставили земли от реки Пены до Балтийского побережья, и не предпринимали походов в эти земли и попыток крещения до 1114 года – более 150 лет.
В сражении руяне выступали как союзники саксов и выступали против ободритов. Это, дополнительно к историческим документам и данным археологии, подчеркивает, что руяне и ободриты это два розных народа (племени). В союз ободритов (бодричей) входили сами бодричи, вагры, полабы, варны. От руян и их земель на побережье, бодричей отделяли земли союза лютичей (сами себя лютичи называли велеты или вильцы, германские хроники называют их вендами или венедами) – а именно, племена хижан и черезпенян. То есть, в этой битве ободриты воевали не сами с собой, а с племенем руян, не входивших в союз ободритов.
Кроме того, известно, что ранее, еще в 70-х годах 8 века Рюген был захвачен племенем велетов (а совсем не ободритами) во главе с князем Драговитом. Часть ругов (русов, руян) при этом ушла на Дунай. Есть предположения, что часть ушла морем и в сторону Новгорода. Заняв место правителя Руяна, Драгомир стал именоваться королем, так как, только правитель Руяна имел такое право наряду с королями крупных держав Европы(!). Очень, кстати, интересно, почему это право исторически принадлежало правителю маленького острова? Впрочем, довольно скоро, в 789 году после разгрома велетов Карлом Великим, руяне снова становятся независимыми.
Таким образом, руяне это не велеты, не ободриты и, тем более, не вагры. Поэтому, встречающееся, в том числе, в Википедии определение «ободриты с острова Рюген» представляется очень сомнительным. И наш Рюрик не мог быть таковым ободритом с Рюгена. Мог быть с Рюгена, но не ободритом. Мог быть ободритом (вагром – варягом), но, тогда не с Рюгена. Мог быть и кем-то другим. Эти изыскания и повествование о том, кто такие могли быть «русь» («вся русь»), пришедшие с Рюриком, в следующей статье.
Подписывайтесь на канал. Пишите, какие источники о Рюрике Вы считаете достоверными.