Я решил развивать этот канал, значит, пришло время для продолжения истории про гендерные стереотипы.
Итак, напомню, что
Стереотипы — это структуры знаний, которые связывают членов социальных категорий с определенными атрибутами, которые составляют содержание стереотипа.
В прошлом тексте я рассказывал про адвоката и судью, о том, как неверная катетеризация людей в определенной ситуации может сыграть с нами злую шутку.
А что насчет культурной устойчивости гендерных стереотипов?
Поскольку гендерное разделение труда и гендерная иерархия существуют в примерно одинаковых формах во многих культурах, теория социальных ролей (Social Role Theory; Eagly et al., 2012) предсказывает межкультурный консенсус относительно того, какие черты связаны с мужчинами и женщинами. Другими словами, если женщины играют роль воспитателя, а мужчины играют роль кормильца в большинстве культур, гендерные стереотипы должны быть сходными, а не разными. Одно из наиболее обширных исследований содержания гендерных стереотипов в разных культурах было проведено J. E. Williams and Best (1990) и их сотрудниками, которые исследовали гендерные стереотипы в 25 странах мира (в Северной и Южной Америке, Европе, Африке и Азии).
Эти исследователи использовали список из 300 личностных черт, ранее разработанных психологами-исследователями личности (не специально для оценки гендерных стереотипов, а для создания всеобъемлющего инструмента для оценки личности). Участники оценивали каждую черту в этом списке, известном как Adjective Check List (модифицированная версия и история списка: Itzhar-Nabarro, Silberschatz & Curtis, 2009), указывая, является ли эта черта той, что «чаще ассоциируется с мужчинами, чем с женщинами», «чаще ассоциируется с женщинами, чем с мужчинами», или «не дифференцированно ассоциируется с двумя полами» (Williams & Best, 1990).
Безусловно, этот метод имеет некоторые недостатки. Во-первых, трудно точно перевести черты на разные языки, сохраняя их значение постоянным; даже в странах, которые используют один и тот же язык, определенные черты могут иметь различное значение в популярном использовании (например, США и Англия были охарактеризованы как «две нации, разделенные общим языком»). Во-вторых, картина гендерных стереотипов, которую можно получить, может отличаться, если люди генерируют свой собственный список черт, а не реагируют на варианты, предоставленные исследователем (что называется, о чем спросили, на то и ответили - это вообще большая проблема многих исследований, когда отсутствует четкое понимание того, что исследуется, и, собственно, недостаточно четкий исследовательский вопрос). В-третьих, в этом методе используется относительно простой формат ответа с принудительным выбором, который может не дать более четких различий о том, какие черты наиболее тесно связаны с каждым полом. В-четвертых, исследователи не смогли получить случайный выбор стран или случайные выборки участников в этих странах. Тем не менее исследование Уильямса и Беста имеет большое значение: оно уникально по своему охвату и вниманию к содержанию стереотипов в различных странах, что дает существенное понимание межкультурной согласованности гендерных стереотипов.
В списке ниже перечислены личностные черты, в отношении которых есть наибольшее межнациональное согласие как типично стереотипно-женских/мужских черт. В частности, характеристики были оценены как тесно связанные с мужчинами или женщинами, по крайней мере, в 20 из 25 исследованных стран. По большей части эти черты соответствуют содержанию стереотипов между мужчинами и женщинами в США (и в России тоже) и в целом, похоже, соответствуют ожиданиям социально-структуралистских теорий, таким как теория амбивалентного сексизма (о ней я рассказывал в прошлом материале о типах сексизма и в материале о сексизме) и теория социальных ролей. В соответствии с первым, мужчины, кажется, воспринимаются как «плохие(bad)» (например, агрессивные, грубые), но «смелые (bold)» (компетентные, предприимчивые, активные) и женщины как «замечательные» (wonderful) (теплые, ласковые, нежные), но «слабые(weak)» (покорные, зависимые, боязливые). С точки зрения теории социальных ролей, «замечательные» черты женщин подходят для воспитания других, а их «слабые» черты усиливают их низкий статус в гендерной иерархии. Напротив, «смелые» черты мужчин подходят им на роль защитника и кормильца, предполагая, что они обладают компетентностью и смелостью, необходимой для выполнения этих ролей, а их «плохие» (а также смелые) черты усиливают их власть и статус, характеризуя их как подходящих для того, чтобы доминировать и вести (быть лидером), когда дела идут жестко.
Другие анализы этих данных подтверждают идею о том, что кросс-культурное сходство между гендерными стереотипами связано с гендерными ролями и гендерной иерархией. Дж. Э. Уильямс и Бест (1990) исследовали связь стереотипных мужских и женских черт, порожденных в каждой нации, с основными мотивами, взятыми из классической таксономии потребностей человека Murray (1938). Некоторые из мотивов, описанных Мюрреем, ясно представляют стремление к власти, статусу и достижениям. К ним относятся доминирование (волевое преследование собственных целей даже за счет других), автономия (независимость от других), агрессия (конкурентная ориентация на других), выставка (стремление к социальному признанию своих достижений) и достижения (быть трудолюбивым и целеустремленным). Другие основные человеческие мотивы отражают желание воспитывать, быть угодным, приятным, и ладить с другими больше, чем приобретать или использовать личную власть. К ним относятся забота (проявление сотрудничества и сочувствие к другим), преуспевание (желание избегать конфронтации с другими), почтение (предпочитая, чтобы другие были ответственными) и унижение (подчинение своих потребностей другим).
Мужские черты
Авантюрный | Доминирующий | Волевой | Независимый | Сильный Агрессивный | Автократический | Дерзкий | Предприимчивый | Надежный | Строгий | Активный | Отважный | Прогрессивный | Грубый | Суровый, строгий | Безэмоциональный | Мудрый
Женские черты
Сентиментальная | Смиренная | Суеверная | Ласковая | Мечтательная | Чувствительная | Привлекательная | Зависимая | Эмоциональная | Напуганная | Мягкая | Слабая | Сексуальная | Любопытная | Нежная | Легкая | Очаровательная | Разговорчивая
Черты, которые люди в каждой стране наиболее тесно связывали с каждым полом, были оценены (набором хорошо информированных американских судей) по каждому из мотивационных аспектов Мюррея. Стереотипно мужские черты последовательно связаны с мотивами власти и достижений, тогда как стереотипно женские черты были связаны с воспитанием, отношениями и мотивами избегания власти. Во всех странах стереотипные мужские черты были выше по всем мотивам, связанным с властью и достижениями, чем стереотипные женские черты. Точно так же во всех странах стереотипно женские черты были выше по всем мотивам, связанным с воспитанием и избеганием власти, по сравнению со стереотипно мужскими чертами.
Небольшой итог
Важно понимать, что гендерные стереотипы не только социально распространены в обществе, но и демонстрируют впечатляющую согласованность между культурами. Это создает трудности для чисто культурных объяснений происхождения стереотипов. Однако из-за повсеместности гендерных различий во власти и ролях эти межкультурные находки согласуются с социальными структурными объяснениями и не обязательно подразумевают биологически обоснованные различия в признаках. Оценочные коннотации гендерных стереотипов также показывают кросс-культурные закономерности: мужчины считаются «плохими, но смелыми», а женщины - «замечательными, но слабыми».