Эмиль Урвой
Автор материала работает в отделении долгосрочных разработок отдела НИОКР фирмы giat Industries прим. редакции журнала idr
На полях боя будущего передвижение будет становиться все более опасным; необходимо будет во-первых, использовать в полной мере возможности маневрирования боевой техники на труднопроходимой местности и, во-вторых, свести до минимума численность частей и подразделений, непосредственно подверженных огню противника.
Это двойное требование вместе с тенденцией к насыщению подсистем базового гусеничного шасси электрическими приводами постепенно привело к появлению концепции "подвижной системы". Ее целью является полное дистанционное управление перемещениями машины, способной передвигаться на высокой скорости по труднопроходимой местности, для этой автоматической системы управления рассматриваются два режима, целью первого является разгрузка водителя так, чтобы он мог выполнять другие задачи. целью второго - улучшение подвижности дистанционно управляемой машины, используя устройства с ограниченной мощностью.
Как предварительный шаг к идее автоматического управления машиной на всех типах местности, (фирма GIAT induetriee при содействии DRET (ветвь исследований и технологии правительственной организации Delegation generаle pour l'armement) разработала и изготовила тяжелую гусеничную машину с электрическим управлением на базе танка AMX-32. Этот проект предназначался, в частности, для показа проблем, встречающихся при автоматическом управлении вспомогательными узлами, участвующими непосредственно в движении машины, а также для выработки целесообразных ограничений в концепции автоматизации машины» которые должны, по замыслу, компенсироваться оператором.
Эта машина была выбрана в качестве образца, выполняющего функции современных тяжелых гусеничных бронированных машин. Была установлена ЭВМ водителя для управления режимами работы основных подсистем. Основными функциональными подсистемами являются:
дизельный двигатель с турбонаддувом, оснащенный топливным насосом с всережимным регулятором;
механическая коробка передач, соединенная с двигателем через комплексную гидродинамическую передачу;
гидрообъемный механизм поворота и система торможения с гидромеханическим приводом управления.
Потребность в точном и быстром электрическом управлении означала, что на основных вспомогательных узлах должны устанавливаться управляющие механизмы. двигатель был оснащен электроприводом с винтовым механизмом для управления подачей топливного насоса. механизм поворота управляется электроприводом с зубчатой рейкой, установленной непосредственно на гидрообъемной передаче. Клапан с сервоприводом на системе торможения контролирует давление, оказываемое на тормозные колодки. Полуавтоматическую трансмиссию можно было поставить без больших изменений.
Однако обычный алгоритм действий водителя в процессе управления пришлось изменить, чтобы приспособить электропривод и сохранить аварийный режим в случае отказа электроприводов системы управления. Логика управления, используемая ЭВМ постоянно требует данных о состоянии машины. С этой целью были установлены датчики на двигателе (частоты вращения вала двигателя и давления турбокомпрессора); на коробке передач (угловой скорости вала на выходе комплексной гидродинамической передачи, номера включенной передачи и угловой скорости вала на выходе коробки передач); на гидрообъемной передаче (рабочее давление в магистрали); в системе охлаждения (датчик рабочего давления ее насоса) и на самой машине (для измерения продольных колебаний корпуса).
ЭВМ управления постоянно анализирует состояние машины и определяет, используя заданные оператором значения: соответствующее передаточное число; подачу топлива; давление, которое должно быть создано в системе торможения и необходимую производительность гидрообъемной передачи механизма поворота. Двумя важными функциями, выполняемыми ЭВМ, являются движение вперед и поворот, что позволяет вести машину, пользуясь небольшой ручкой управления и двумя переключателями.
Перевод ручки управления вперед определяет тяговые усилия. прилагаемые к гусеницам, путем управления впрыском топлива. Зафиксированное положение соответствует заданному значению скорости машины. Управление переключением передач обеспечивает работу двигателя в оптимальном скоростном диапазоне. При изменении передачи регулируется управление впрыском, чтобы свести до минимума не только любую прерывистость сил тяги, но также и возможность возникновения цикличности в переключениях передач у границ рабочей зоны каждой передачи при постоянной скорости.
Перемещение ручки управления назад увеличивает давление в тормозном цилиндре. Перемещение ручки управления в сторону вызывает поворот машины. Управлением переходными режимами трансмиссии во время переключения передач занимается непосредственно ЭВМ. Чтобы уменьшить чувствительность системы управления поворотом на высокой скорости, точность передачи параметров отклонения ручки управления снижается с ростом скорости прямолинейного движения машины. Этот тип функции управления подобен тому, который использован на некоторых опытных машинах с приводом управления на две оси (например, Citroen Activa), в которых одна и та же интенсивность движения управляющего рулевого колеса используется не только для разворотов на месте, но и для точного управления при поворотах на больших скоростях в соответствии с пределами устойчивости движения на дороге.
Направление движения меняется с помощью переключателя "вперед-назад". Коробка передач может стопориться с помощью Фиксатора ручки управления. Эксперименты, проведенные на машине с электрическим управлением, показали, что эффективность решения задач, выполняемых ЭВМ, квалифицированными водителями оценивалась положительно. Водители находят улучшенными свои показатели по вождению как на дорогах, так и на специальных извилистых испытательных трассах.
Параллельно с разработкой оборудования, частное исследование выявило у этого типа машины нестабильность характеристик системы управления на некоторых режимах поворота и привело к заключению, что целесообразно использовать полностью автоматическое управление. Это позволит максимально использовать поворотливость машины, особенно на труднопроходимой местности, без повышенных требований к водителю и снизить риск возникновения сбоев в работе при дистанционном управлении.
Более поздний этап, планируемый для разработки дистанционного управления, предполагает создание супервизорной системы автоматизированного управления вождением машины с периодическим вмешательством водителя для принятия решения.
Рис. 1. Машина фирмы giat с электрическим управлением.
EMILE URVOY
DRIVING AN ARMOURED VEHICLE IN BATTLE.
MILITARY TECHNOLOGY, 1992, N 10.