Найти в Дзене
zautra.by

Британские рекорды: мазутно-бензиновый адрес, английское право и IT-инвестиции

СЕРГЕЙ НОВИКОВ, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

Одна из основательниц Евросоюза — Великобритания, следуя волеизлиянию большинства подданных по Brexit, в марте 2019 года официально распрощается с Брюсселем. Но в «евросоюзовском» прошлом Соединенное Королевство играло заметную роль в финансовом и торговом сотрудничестве с Беларусью.

Завтра твоей страны продолжает исследовать историю взаимоотношений Беларуси со странами и регионами Евросоюза в рамках спецпроекта «Беларусь-Евросоюз: 25 лет рядом со своим европейским прошлым, настоящим и будущим». На сей раз в центре нашего внимания — Британские острова с двумя расположенными на них государствами Великобританией и Ирландией

Британские резиденты занимались организацией поставок, финансирования и закупок произведенного в Беларуси топлива. Экспорт нефтепродуктов в адрес зарегистрированных в Великобритании трейдеров сделал в начале 2010-х годов эту страну третьим торговым партнером Беларуси после России и Украины.

-2

Местные резиденты участвовали в кредитовании нескольких крупных инвестиционных проектов (строительстве Нежинского горно-обогатительного комбината и др.), что в отдельные годы выводило Великобританию в число лидеров по инвестициям в белорусскую экономику.

Британские финансисты занимались организацией размещения первых в истории Беларуси валютных еврооблигаций.

Однако в реальном секторе экономики Беларуси британское присутствие незначительно. Исключение составляет IT-сектор. Великобритания занимает одно из ведущих мест по числу иностранных компаний-резидентов Парка высоких технологий. В свою очередь, белорусские IT-компании и стартапы активно регистрируют свои офисы на островах, чтобы воспользоваться преимуществами работы в британском правовом поле.

Британские преимущества

Британское правовое поле — это точка входа на глобальный мировой рынок не только для IT-компаний, но и для многих белорусских компаний из других отраслей.

Регистрация бизнеса в Великобритании позволяет не только получить доступ к развитой бизнес-инфраструктуре и квалифицированным кадрам, но и рассчитывать на привлекательный пакет налоговых льгот. В течение последних десяти лет правительство Великобритании планомерное снижало налоговую нагрузку. В итоге это привело к тому, что налог на прибыль компаний (corporate tax) здесь один из самых низких среди крупнейших экономик Европы. Также на островах отсутствует налог на выплату дивидендов для юридических лиц и действуют правила, освобождающие от налога на полученные дивиденды.

В итоге Великобритания, несмотря на затянувшуюся процедуру Brexit, сегодня занимает первое место в Европе по присутствию и привлекательности для иностранного капитала. Эти обстоятельства и упрощенный режим регистрации бизнеса, в том числе, привлекают в пределы королевства многочисленных инвесторов в высокотехнологические бизнесы: разработчиков программного обеспечения, fintech, искусственного интеллекта, технологий для электронной коммерции, образования. Великобритания является законодательницей мод во многих высокотехнологичных отраслях.

Преимуществами английского права и налоговыми льготами пользуются несколько десятков белорусских компаний. Цифровизация мировой экономики увеличила в последние годы их число за счет белорусских высокотехнологичных стартапов.

-3

Лондон — одна из крупнейших деловых столиц мира. Именно здесь в 2014 году правительство Беларуси организовало один из инвестиционных форумом для презентации инвестиционного потенциала экономики страны. С 2015 года в Лондоне действует отделение Банка развития Республики Беларусь. Две из трех попыток белорусских частных компаний разместить ценные бумаги на крупнейших мировых биржевых площадках связаны с Лондонской фондовой биржей. Правда, инициативы Asbis и «Евроторга» в Лондоне оказались неудачными.

Давальческие мазутно-бензиновые схемы, которые Минску удавалось реализовывать в конце 2000-х – начале 2010-х годов благодаря союзу с Москвой, конкурентным преимуществам своих заводов по глубине переработке нефти и их географическому расположению завязаны на покупателей на Британских островах. В их числе фигурировала одна из крупнейших топливных компаний мира – англо-голландская группа Royal Dutch Shell.

С конца 2000-х годов Великобритания стала одним из крупнейших получателей белорусских нефтепродуктов, что выводит ее в тройку главных торговых партнеров Беларуси. В 2013 году экспорт Беларуси на острова превышает 1 млрд долларов, в 2013-2014 годах приближается к 3 млрд долларов, в 2017 году составляет 2,5 млрд долларов.

Великобритания стала не только главным внешнеторговым партнером Беларуси в ЕС, но и вышла на третье место в мире после России и Украины. Ответные поставки британских товаров на белорусский рынок были сравнительно невелики (в среднем 300 млн долларов в год) и включали машиностроительную комплектацию, продукцию химической промышленности, медицинское оборудование и лекарственные препараты.

«Реальные» британцы

С другой стороны, для «аутентичного» британского бизнеса рынок Беларуси представляет не очень большой интерес.

Из крупных компаний Соединенного Королевства (топ-2000 по версии Forbes) в Беларуси наиболее активна табачная корпорация British American Tobacco. Компания появилась на белорусском рынке в 1995 году и первоначально работала как генеральный импортер и дистрибутор. В середине 2000-х годов на фоне административного сокращения объемов импорта BAT первой из транснациональных табачных корпораций начала на контрактной основе локализовать производство своих брендов на местных фабриках. Местное подразделение BAT в настоящее время входит в число ведущих игроков табачного рынка Беларуси.

В среднем бизнесе можно выделить компании Linpac Packaking и Ergo Fin. Первая из них построила фабрику упаковки в Орше, за второй стоит бывший английский политик Хартли Бут, который вместе с белорусскими партнерами в 2016 году сдал в эксплуатацию бизнес-центр для «айтишников» «Красавік».

-4

Хартли Бут

В конце 2000-х годов велась работа по открытию в Минске сети магазинов по франшизе одного из самых известных британских розничных брендов Marks & Spencer. Но довести идею до воплощения инвесторам не удалось.

Отметим, то в последние годы и частный белорусский бизнес пытается укорениться в нескольких нишах на рынке Великобритании. Наибольших успехов достигла Группа компаний Glassbel, за которой стоит бизнесмен Дмитрий Соболевский. Glassbel стала поставщиком и подрядчиком по остекленению нескольких десятков объектов в различных городах Соединенного Королевства, а также Ирландии. В частности, в портфолио группы компаний входит новый стадион для известной команды «премьершипа» Tottenham Hotspur. Нишу для своих продуктов на местном рынке нашел и Владимир Линев, владелец «Адани» — производителя досмотрового и медицинского оборудования.

Компании еще одной страны Британских островов – Ирландии — за эти 25 лет наиболее заметный след оставили в продовольственном секторе Беларуси.

Крупнейший проект с участием бизнеса из Ирландии в белорусской экономике – это витебская фабрика «Вителла», производящая глазури и начинки для мороженого и кондитерских изделий. Ее владельцем с начала 2000-х годов является Kerry Group, занимающая 1101-е место в списке крупнейших корпораций мира.

Список ирландских корпораций, присутствующих в белорусской экономике, может вырасти в ближайшее время. Один из крупнейших в мире производителей цемента компания CRH в 2018 году возобновила переговоры о покупке заводов в Беларуси.

Впервые ирландцы заявили о намерениях участвовать в развитии белорусской цементной промышленности во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов. Тогда же на переговоры с правительством Беларуси приехали руководители французского холдинга Lafarge, скандинавы из Scancem и немцы из Heidelbergcement. Руководство CRH в начале 2000-х годов делало конкретные предложения по приватизации «Красносельскстройматериалов»: выкуп либо 51% акций завода, либо 30%. Но ни одно из них не одобрено, вскоре государство в счет долгов «Красносельстройматериалов» перед бюджетом увеличило свою долю в его акционерном капитале.  

В 2018 году на фоне ухудшения финансового положения «Красносельскстройматериалов» и готовности властей Беларуси расстаться с этим активом ирландцы вернулись за стол переговоров. С ирландской корпорацией провели серию переговоров, которые, судя по всему, будут продолжены в следующем году. Белорусские власти заявляли, что хотели бы выручить от продажи «Красносельскстройматериалов» 200 млн долларов.

IT-exit

Перспектива появления на белорусском рынке CRH и расширения серьезного присутствия британского и ирландского капитала в традиционных отраслях пока выглядит не очень радужной.

Отрасль, которая действительно интересна инвесторам с островов, – это IT. Тот задел, который создали в этой сфере белорусские и британские бизнесмены, позволяет надеяться, что интенсификация взаимоотношений продолжится и после brexit.

Манчестерский разработчик программного обеспечения GodelTech появился в Беларуси в 2000-е годы. Сегодня компания, созданная Скоттом Флетчером, имеет офисы разработок в Минске и Бресте и входит в топ-20 крупнейших работодателей в IT-индустрии Беларуси.

В 2015 году на волне мирового признания белорусского IT-сектора центр разработок в Минске открывает глобальная компания, специализирующая на сборе и анализе данных, IHS Markit. Ее клиентами являются практически все крупнейшие мировые корпорации.

Продукты в области веб-безопасности в Минске разрабатывают белорусские программисты дочерней компании британского IT-холдинга IDS. Офис в Беларуси открыла компания Colvir Software Solutions, которая специализируется на решениях для автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности банков, почт, предприятий и государственных финансовых институтов. Также в Беларуси занимаются разработками такие британские компании, как TheHamon, dotDigitalGroup, Sideways 6 и другие.

Ирландский IT-бизнес представлен в Беларуси офисом компании Redalfa, которая является центром разработки одного из банков этой страны.