При близорукости человек плохо видит вдаль, а вблизи видит хорошо – чаще всего это может указывать на такие особенности его психологии, при которых он в большей степени сконцентрирован на себе, своих текущих задачах и лишь ближайшем круге интересов.
Гипотетически, людям с близорукостью, как правило, сложно смотреть в будущее или строить дальние планы и делать прогнозы.
Близорукие люди могут испытывать недоверие к тому, что ждет впереди, страх будущего, неумение объективно его воспринимать, настороженности и порой даже некоторой враждебности мира.
Такие люди не видят перспективы и преимущественно живут решением ближайших, оперативных задач. Они погружены в рутину, у них нет стратегических планов, либо планы очень расплывчаты. Этот аспект близорукости очень важен в плане профессиональной пригодности. Близорукого человека нежелательно ставить на руководящую и управленческую работу, в которой важна чёткая стратегия планирования. Если вам нужен тот, кто будет слишком внимателен к деталям, тогда близорукий человек подходит. Но умения встать над ситуацией, и увидеть к какой конечной точке идет весь процесс, близорукому человеку сложно.
При близорукости люди обычно слишком сосредоточены на самих себе и с трудом принимают новое. Они легко встречают только «близкие» им по духу идеи, а те, что «далеко» и не укладываются в рамки привычных представлений – не видят и воспринимают очень слабо.
Близорукость может указывать и на некоторую зацикленность на внешнем, поверхностном, на наличие жестких стереотипов и фильтров восприятия, мешающих объективному принятию окружающего мира. Кроме того, люди с близорукостью могут быть склонны к излишнему обобщению и схематизации действительности. Те ее реалии, которые не вписываются в их логическую структуру, – попросту игнорируются.
Близорукие люди могут осуждать других людей, им не нравится то, что они видят вокруг. А ещё, они склонны замечать преимущественно негативные стороны вещей, поэтому бессознательно выбрали не видеть, ведь «там нет ничего хорошего».
Такая модель мышления формируется ещё в детском возрасте, когда на человека наваливается большая ответственность и ожидания со стороны его окружения. Например, когда он чувствует груз ответственности за хорошую успеваемость и тому подобные вещи. Вы много видели в школе троечников, которые ходят в очках? Троечнику все равно, на какие оценки он учится, главное, чтобы переводили в следующий класс и не оставили на второй год. В основном, очки носят отличники и те, кто стремятся ими стать.
Близорукости не будет у детей, которым легко все дается, кто не слишком озабочен хорошей успеваемостью и для них не столь критична сама оценка.
Кроме того, у близорукого человека в семье, в отношениях родителей могло быть постоянное присутствие напряжения. Ребенку больно это видеть, ведь для него родители – самые близкие люди, а сам он не в силах повлиять на ситуацию. И в качестве психологической защиты, близорукость помогает ему притупить боль, «не видя» происходящего.
Бывает и обратный вариант. Например, дома, до школы или садика, в семье ребенка царит гармоничная атмосфера, ребенок сполна получает любовь и поддержку. Привыкнув к такому отношению, он попадает в коллектив, где совсем иные условия – никто уже не любит его просто так, ему приходится следовать определенным правилам, чтобы добиться хорошего отношения коллег или одноклассников.
Та модель мира, которую он усвоил в семье, оказывается абсолютно отличной от «большого» мира, а он сам оказывается не готовым к реальности. Ребенок не хочет мириться с тем, что он теперь видит и испытывает стресс. В итоге это может приводить к накоплению напряжения и развитию близорукости. Он может четко видеть только то, что рядом с ним и с чем он непосредственно взаимодействует, отгораживаясь от несправедливости вокруг.
У многих ухудшение зрения происходит в период полового созревания. Подростки сталкиваются с темой самоидентификации со своим полом и соответственно, возникает много страхов по этому поводу: как они выглядят, состоятся ли как партнеры, выберут ли их в качестве партнеров и прочее.
Если зрение начало ухудшаться в период окончания школы (первый курс) это может означать, что возможно вы испытывали высокое напряжение перед вступлением в новую взрослую жизнь или страх не состояться в профессиональном плане.
В общих чертах механизм понятен. Он же работает у взрослых, поскольку большинство наших состояний мы без особого пересмотра выносим из детства.
Характерными чертами психологического портрета близорукого человека будут: придирчивость к мелочам, дотошность в деталях, непереносимость критики и чрезмерные переживания за результат.
При близорукости необходимо развивать навык построения своих дальних планов, и расширять сферу интересов на большую область (например, начать интересоваться интересными событиями, спортом и пр.)
Необходимо открыться для новых идей, идущих извне, принимать точки зрения других людей (не фиксироваться жестко на своем взгляде на мир, а позволить нескольким мнениям существовать параллельно). Нужно научиться видеть позитивные стороны во всём и решать проблемы по мере поступления.
Научитесь смотреть в будущее с оптимизмом! Снимите с себя лишнюю, наброшенную кем-то когда-то ответственность и долженствование.
Если слепнет ребенок, тогда родителям необходимо принять ребенка таким, каков он он есть, и прекратить давить на него необходимостью быть успешным. Также необходимо убрать лишние переживания, когда ребенок не может справиться с поставленными перед ним задачами. Для родителей важно понять самим и объяснить ребенку, что важна не оценка его действий внешним окружением (даже оценка в школе), а важен сам процесс познания и понимания сути происходящего.
А ещё можно просто съездить на море или в горы и поистине насладиться красивейшими видами вдаль, на линию горизонта!
Читайте также о психологии дальнозоркости. Будьте здоровы друзья! Отличного Вам зрения и красивого, ясного взгляда!