Найти тему
Финансовая газета

Офшоры «закручивают гайки» в отношении банкиров и финансистов

Офшоры еще до конца года установят требования к налоговым резидентам. Их хотят обязать открывать на территории реальные офисы и нанимать персонал.

Как указывает газета «РБК», эти условия с 2019 года станут обязательными для компаний-резидентов, зарегистрированных на Каймановых островах, Бермудах, острове Мэн, Гернси и Джерси. Кстати, именно на этом продолжительном времени настаивал Евросоюз.

Так, год назад Совет ЕС опубликовал «серый» список более чем из 40 налоговых режимов, которые не в полной мере соблюдают принципы справедливого и прозрачного налогообложения. В том числе 13 стран и территорий включены за то, что «позволяют офшорным структурам извлекать прибыль без реальной экономической деятельности» − цитата из документа.

В частности, назывались Ангилья, Багамы, Бахрейн, Бермуды, Британские Виргинские острова, Кайманы, Гернси, Мэн, Джерси, Маршалловы Острова, Теркс и Кайкос, ОАЭ и Вануату. ЕС пригрозил внести эти территории в черный список, если те не предъявят дополнительные требования к налоговым резидентам.

В ответ правительства этих стран обязались провести реформы до конца 2018 года.

Требования распространятся не на все зарегистрированные компании, а только на налоговых резидентов в таких сферах, как финансы и банковское дело, страхование, лизинг, морские перевозки, управление интеллектуальной собственностью, холдинговый бизнес, распределительные и сервисные центры.

Для новых компаний правила начнут действовать с 1 января 2019 года. Уже зарегистрированные компании должны открыть офисы и нанять сотрудников до 1 июля 2019 года. За нарушение требований грозят жесткие санкции − от штрафов до исключения из реестра компаний.

Правда, как указывают эксперты, критерии пока являются во многом размытыми: так, соответствующий законопроект Джерси предполагает необходимость «достаточного», «адекватного» количества сотрудников, физически присутствующих на острове, «адекватного» объема расходов и физических активов, такие же формулировки и в бермудском законопроекте − «достаточность» там будет определять регулятор.

Вместе с тем, как оценивает партнер международной юрфирмы Harneys Питер Тарн, которого цитирует газета Британских Виргинских островов BVI Beacon, − «Это самая значительная угроза существования офшорной отрасли с конца 1990-х годов».

И одна из главных проблем – содержать компанию в оффшоре будет обходиться дороже.

Несмотря на то что во многих офшорных юрисдикциях существуют требования по ведению отчетности, KYC (know your customer − «знай своего клиента»), AML и другие, это все еще территории, где компании могут иметь только почтовый адрес и счет в банке. Через такой счет могут проходить значительные суммы, которые не облагаются налогами. Сейчас в одном здании в офшорных зонах могут быть зарегистрированы сотни тысяч компаний.

«Раньше владение офшором обходилось в несколько тысяч евро в год. Теперь же затраты на него могут значительно вырасти», − отмечает партнер, руководитель группы по оказанию услуг в области международного налогообложения KPMG в России и СНГ Анна Воронкова.

Требования реального присутствия в офшорных зонах могут привести к полной утрате их использования, допускает руководитель практики «Международное право и налоги» компании «Лемчик, Крупских и партнеры» Яна Семеняка.

«Если заключить договор аренды, нанять директора и выплачивать ему зарплату и социальные взносы, а также трудоустроить в компанию других специалистов, то стоимость такой офшорной компании будет сопоставима со стоимостью европейской. В таком случае создание активной компании в Венгрии с корпоративным налогом 9% или в Болгарии со ставкой 10% будет более оптимальным решением», − считает эксперт.

Вместе с тем аналитики сходятся во мнении, что для российских офшорных компаний изменения несущественны.

По данным Центробанка, по состоянию на 1 июля 2018 года Британские Виргинские острова занимают третье место по величине накопленных российских прямых инвестиций в капиталы компаний − 37,7 млрд долл. На 10-м месте находятся Багамы (6,7 млрд долл.). Еще 2,1 млрд долл. размещено на Бермудах, Каймановых островах и Джерси.

В последние три-четыре года, в связи с объявленной амнистией капитала, произошел значительный исход «нашего» бизнеса из этих юрисдикций. Что же касается новых мер, они являются продолжением наметившегося тренда по «закручиванию гаек» в офшорных зонах.

«Реестры компаний и их бенефициарных собственников становятся публичными, появляются требования к ведению отчетности таких компаний, а теперь придется реально присутствовать в этих юрисдикциях», − отметила госпожа Семеняка.