Найти тему
МИР НАУКИ: интересное вокруг

Почему современное искусство стоит так дорого?

Оглавление

Искусствоведы утверждают, что работы современных авторов интересные и живые, они воздействует на зрителя по-особому. Так ли это на самом деле и почему картины, которые может нарисовать ребенок, стоят миллионы долларов, или почему унитаз называют искусством и продают дороже, чем дом?

Источник  - https://pixabay.com
Источник - https://pixabay.com

Искусство или перфоманс?

До начала 20 века произведения искусства ценили за эстетику и вдохновение, которое зритель получал, когда смотрел на них. Картину, которую написал художник, можно было повесить на стену в залу и любоваться. Гипсовую или мраморную статую выставить на постамент и наслаждаться реалистичными линиями.

С приходом новой технологии – фотографии – традиционное искусство перестает выполнять одно из своих предназначений – восхищать реальностью жизни. Вместо портретов, пейзажей и натюрмортов, написанных красками, появляются фотографии. Авторы хотят чего-то нетрадиционного, интересного и уникального.

В 1915 году Казимир Малевич призывает зрителя искать в картинах больше, чем написано. Его «Черный супрематический квадрат» предлагает не наблюдать, а сыграть в интеллектуальную игру. Правила игры простые: посмотри на меня и догадайся, что я рассказываю. Малевич делает первые шаги на пути к переосмыслению традиционного искусства.

1917 год становится отправной точкой для современного мира. Именно в этом году художник Марсель Дюшан делает провокационный и новаторский экспонат. Если вы не знаете, мы расскажем. Дюшан покупает в магазине обычный писсуар. А дальше все просто: переворачивает его, пишет имя R.Mutt и приносит на выставку в Общество независимых художников. Он называет свое произведение «Фонтан». Правда, экспонат находится на выставке недолго, так как коллеги Дюшана не принимают его идею.

Тем не менее история с перевернутым писсуаром делает свое дело: Дюшан становится знаменитым, а его «Фонтан» прокладывает начало новой концепции: произведение искусства существует в той идее и форме, какой ее называет автор. Его термин реди-мейд (дословно: уже готовый) означает, что важно не создать, а объяснить зрителю: писсуар – произведение искусства, в котором есть идея.

Почему работы современных авторов стоят дорого?

Современное искусство воплощает мысль о том, что каждый способен изменить мир к лучшему; важно увидеть это через простые предметы. Так ли это на самом деле? И да, и нет. Художник формирует идею, чтобы вложить ее в свое творение. Но в мире есть те, кто даже не пытается вложить глубокий смысл в работу. Тогда за автора это делают эксперты – галеристы и искусствоведы: с помощью сложных слов они пытаются объяснить зрителю то, чего нет в работе.

И все же, почему так дорого? Почему картина, на которой написаны два квадрата разного цвета, стоит дороже, чем квартира в центре Нью-Йорка или Москвы?

Цена любой работы складывается из нескольких факторов:

1. История самого произведения искусства. Цена картины возрастает в разы, если у нее есть история. В Эрмитаже хранится «Даная» Рембрандта. Холст, который художник писал со своей жены, он изменил после ее смерти: соединил в Данае черты лица обеих женщин. После этого картина пропала на долгие сто лет, а потом оказалась в коллекции российской императрицы Екатерины II. Во время революции новая власть распродает шедевры и только Даная остается в Эрмитаже. А дальше – самое важное событие, которое добавило стоимость картине в разы: в 1985 году один из посетителей проткнул картину ножом и залил холст серной кислотой. Реставраторы 12 лет восстанавливали Данаю. Теперь эта самая дорогая картина Рембрандта.

В мире искусства известны и другие акты вандализма, которые добавили стоимость картинам.

2. Статус, который получает покупатель. Начиная со средних веков работы художников скупают вельможи и приближенные к королевским династиям, чтобы подтвердить статус знати. Картины становятся предметами, которые рассказывают о финансовом состоянии владельца. В современном мире ничего не изменилось – искусство все также относят к роскоши, которую не каждый себе позволит. Так, Леон Блэк купил картину «Крик» Мунка за 120 миллионов долларов. О покупке рассказывали газеты и Блэком получил признание обществом своего состояния.

3. Возможность получения будущих дивидендов. Бизнесмены становятся постоянными покупателями картин. Долгосрочные вложения – цель любого делового человека. Если работа автора уже известна миру, то может вырасти в цене на 20 % к следующему году. Поэтому они охотно покупают мировые шедевры и работы современных авторов, чтобы продать их потом намного дороже.

4. Уникальность работы. На аукционах покупают не работу автора, а идею. Чем больше нового, интересного и необычного в работе, тем дороже она может стоить. Например, Казимир Малевич стал первым, кто изобразил «Черный квадрат», Энди Уорхолл разместил консервную банку на холсте. Марк Ротко написал несколько картин «Без названия», на которых только квадраты разных цветов. Красочный отпечаток на акриловом стекле Андреаса Гурски – самого дорогого фотографа в мире, был продан за 4,3 миллиона долларов. Музеи и коллекционеры готовы платить миллионы долларов за уникальные вещи, которые до этого никто не делал.

5. Имидж автора. Если художник уже известен в мире, его картины продаются с аукционов за большие деньги. Но чтобы сыскать славу и заработать, нужно работать в команде с хорошими маркетологами. Например, Дэмиен Херст – художник, у которого в команде работают сразу несколько специалистов. Его инсталляция «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» - это часть акулы в аквариуме, который наполнили формалином. Отличная маркетинговая компания, в которой принял участие заказчик инсталляции Чарльз Саатчи. Он продал работу Херста влиятельному трейдеру Коэну за 12 миллионов долларов. Цена этого «шедевра» складывается из уникальности работы, громких имен и хорошей маркетинговой компании.

6. «Должно быть». Музеи, у которых уже есть всемирная известность, могут делать выставки и без современных авторов. Но как быть тем, кто только начинают свой путь на мировой музейной сцене? Они должны иметь произведения современного искусства, чтобы поднять свой статус. Тогда они готовы платить любые деньги, чтобы заполучить современные работы.

Но самым важным фактором, который влияет на стоимость современных шедевров, остаются люди. Мир современного искусства - рынок, где арт-дилеры продают работы, а коллекционеры, бизнесмены и галеристы их покупают.

И все же, почему так дорого? Ответим: современный арт-шедевр стоит столько, сколько за него готовы заплатить. Организаторы аукционов не знают конечную стоимость картины, они назначают минимальную цену, чтобы продать максимально дорого. И пока миллионеры готовы платить, произведения искусства остаются не шедеврами, а конвертируемой валютой.

Понравилась статья? Ставь палец вверх и подписывайся на мой канал - там ещё множество научных тем: космос, химия, физика, технологии,изобретения и многое другое!

Ссылки на источники