Найти в Дзене
Home and garden

Русская мебель от барокко до модерна

Строгая или украшенная завитушками, блестящая или лаконичная и функциональная, мебель в России сохраняла национальное своеобразие на протяжении нескольких веков.

В конце XVII века заканчивается эпоха древнерусского искусства, когда на работы местных мастеров не влияла "басурманская" мода.

Скамья. Россия XVIII век. Выставка "От барокко до модерна" в Царицыно. Предоставлена галереей "Русская усадьба"
Скамья. Россия XVIII век. Выставка "От барокко до модерна" в Царицыно. Предоставлена галереей "Русская усадьба"

Начало XVIII века - эпоха "петровского барокко", захватившего архитектуру и убранство Санкт-Петербурга. В Россию приглашали мастеров из разных стран, однако в интерьерах сохранялось национальное своеобразие.

Вот, например, слева - кресло - Англия, стул - Голландия, первая треть XVIII века, а справа кресло и два стула работы мастерской графа А.Р. Воронцова в усадьбе Андреевское, середина XVIII века.

Слева: кресло, Англия; стул, Голландия;  стол, Россия XVIII век. Справа: кресло и два стула, Россия. Выставка "От барокко до модерна" в Царицыно
Слева: кресло, Англия; стул, Голландия; стол, Россия XVIII век. Справа: кресло и два стула, Россия. Выставка "От барокко до модерна" в Царицыно

Малые формы:

Ларец. Москва, Оружейная палата. Конец XVII - начало XVIII века.
Ларец. Москва, Оружейная палата. Конец XVII - начало XVIII века.

В 1741 году императрицей становится Елизавета Петровна, а бюргерский стиль Голландии сменяет изящество Версаля. Уже завоевавший популярность во Франции стиль рококо хорошо соответствовал нраву императрицы, которая любила наряды и увеселения.

Строятся дворцы и зарождается производство художественной мебели из металла. Центром производства становится Тула.

Россия, Тула. Середина XVIII века
Россия, Тула. Середина XVIII века

Русское рококо можно увидеть в изделиях из резной кости, изготовленных холмогорскими и петербургскими мастерами.

Очень интересны настольные кабинеты. На выставке в Царицыно они представлены, так как повторяют по форме своих полноразмерных братьев, а занимают намного меньше места.

Настольный кабинетик. Россия, Холмогоры. Первая половина XVIII века
Настольный кабинетик. Россия, Холмогоры. Первая половина XVIII века

Правление Екатерины II начинается в 1762. И вновь сильная личность - сильные перемены. На смену игривому рококо приходит классика и расцвет стиля приходится на время правления Екатерины Великой.

Строятся усадьбы в классическом стиле, мебель становится симметричной, а ее конструкция ясной. Пользуется популярностью техника маркетри - мебельщики, работающие с наборной техникой, используют различные породы дерева, включая привозные и достигают вершин мастерства.

Комод. Санкт-Петербург. 1780-е
Комод. Санкт-Петербург. 1780-е
Столик-бобик "Souvenir D'Amitie" Россия. Конец XVIII века
Столик-бобик "Souvenir D'Amitie" Россия. Конец XVIII века

На рубеже XVIII-XIX веков распространяется мебель, фанерованная красным деревом, карельской березой, тополем, ильмом, капом берёзы и тополя.

Еще один символ эпохи - "русский жакоб". Это предметы строгих форм, декорированные латунными накладками и тягами.

Бюро. Автор М.Я. Веретенников. Санкт-Петербург. Начало 1790-х
Бюро. Автор М.Я. Веретенников. Санкт-Петербург. Начало 1790-х

Во времена Екатерины II мастера мебельщики не уступали в технике европейской школе, но уходят от подражания и создают свой собственный стиль.

Кресло. Россия, конец XVIII - начало XIX века
Кресло. Россия, конец XVIII - начало XIX века

Часы. Мастерская Д.Рёнтгена. Германия Нойвид-на-Рейне. 1780-е.; Соусник, Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. Конец XVIII века; Штоф. Частные заводы. Россия. Конец XVIII века.
Часы. Мастерская Д.Рёнтгена. Германия Нойвид-на-Рейне. 1780-е.; Соусник, Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. Конец XVIII века; Штоф. Частные заводы. Россия. Конец XVIII века.

При Александре I после изгнания из России Наполеона господствующим стилем становится ампир. Зародился он в XIX веке во Франции и, обращаясь к искусству Древнего Рима, был призван поддерживать идею императорского величия.

Кресло.  Автор проекта К. Росси (по модели Л.Руска) Санкт-Петербург 1810 -1820 годы
Кресло. Автор проекта К. Росси (по модели Л.Руска) Санкт-Петербург 1810 -1820 годы

В 1825 году престол занимает Николай I и популярность пришла к другим историческим стилям - пышному барокко, прихотливому рококо и торжественной строгости готики.

-12

Во второй четверти XIX века потомственную аристократию сменяют преуспевающие финансисты и разбогатевшее купечество. Стирается грань между жилыми и парадными помещениями, появляется отопление, электрическое освещение, а потом телефон.

Горка. Россия. Вторая четверть XIX века
Горка. Россия. Вторая четверть XIX века

В третьей четверти XIX века накопленный материал по древнерусскому и народному искусству провоцирует всплеск русского стиля. Яркие представители историзма - архитекторы В.А.Гартман и И. П. Ропет. В начале 1880-х годов в абрамцевском художественном кружке зарождается национально-романтическое направление русского модерна. Позже благодаря княгине Тенишевой создаются мастерские в Талашкино под Смоленском.

Самовар. Фабрика М.Е. Ваныкина. Россия, Тула
Самовар. Фабрика М.Е. Ваныкина. Россия, Тула

Ближе к концу XIX века меняется расстановка мебели - предметы "отрываются" от стен и группируются в уголки. Становится популярной резьба и золочения. Пышность и декоративное изобилие отождествляются с красотой и уютом.

В конце XIX - начале XX века одним из ведущих стилей становится национально-романтический модерн, а позже интернациональный вариант модерна.

Стол в готическом стиле. Проект Ф.О. Шехтеля. Фабрика П.А. Шмита. Москва. Конец XIX века
Стол в готическом стиле. Проект Ф.О. Шехтеля. Фабрика П.А. Шмита. Москва. Конец XIX века

В интерьерах появляется композиционный центр, используются эркеры, ниши и выступы.

Шкаф "Книжница графа Л.Н. Толстого". Придворная мастерская А.В. Шутова. Санкт-Петербург. 1892 год.
Шкаф "Книжница графа Л.Н. Толстого". Придворная мастерская А.В. Шутова. Санкт-Петербург. 1892 год.

Начало ХХ века - новая эпоха и новые традиции. Новые планировки домов и квартир корректируют развитие искусства.

В 1920 - 1930 годах особое внимание уделяется проектированию общественных пространств. В Советском союзе в эти годы господствуют два стиля - национальный романтизм и модерн.

-17

В конце 30-х дизайн обращается не только к общему, но и к частному - появляются комфортабельные квартиры для советской элиты. Дизайнеры обращаются к классическому наследию прошлого. Господствующим стилем становится советский ампир (или "сталинский ампир").

Лампа настольная. СССР 1940-е годы. Тумба и кресло. Проект Б.М. Иофана. Москва. Начало 1930-х
Лампа настольная. СССР 1940-е годы. Тумба и кресло. Проект Б.М. Иофана. Москва. Начало 1930-х

1950 - 1960 годы - революция в жилищном строительстве. Стандартные малогабаритные квартиры приносят новую эстетику середины столетия. Основные отличительные черты мебели - эргономика и функционализм.

Кресло для отдыха. Начало 1960-х
Кресло для отдыха. Начало 1960-х
Кресла "Ракушки" . СССР. Начало 1960-х
Кресла "Ракушки" . СССР. Начало 1960-х

До 13 мая в Хлебном доме музея Царицыно проходит выставка от "Барокко до модерна". Я старалась рассказать о самом интересном, но в формат публикации, к сожалению, невозможно разместить 400 экспонатов.

Это очень необычная выставка, потому что впервые представлено развитие мебельной индустрии в динамике, а так как для такого большого периода (и формата мебели) площади ограничены, были отобраны наиболее интересные экспонаты. Предметы мебели были предоставлены не только музеями Москвы, Санкт-Петербурга и даже Дагестана, но и частными коллекционерами.

Поэтому если вам интересна эта тема и есть возможность - очень рекомендую посетить выставку.

Буду рада, если вы напишете, что вас интересует больше всего. Я постараюсь подробнее рассказать о самом интересном.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на наш канал в Zen.