Строгая или украшенная завитушками, блестящая или лаконичная и функциональная, мебель в России сохраняла национальное своеобразие на протяжении нескольких веков.
В конце XVII века заканчивается эпоха древнерусского искусства, когда на работы местных мастеров не влияла "басурманская" мода.
Начало XVIII века - эпоха "петровского барокко", захватившего архитектуру и убранство Санкт-Петербурга. В Россию приглашали мастеров из разных стран, однако в интерьерах сохранялось национальное своеобразие.
Вот, например, слева - кресло - Англия, стул - Голландия, первая треть XVIII века, а справа кресло и два стула работы мастерской графа А.Р. Воронцова в усадьбе Андреевское, середина XVIII века.
Малые формы:
В 1741 году императрицей становится Елизавета Петровна, а бюргерский стиль Голландии сменяет изящество Версаля. Уже завоевавший популярность во Франции стиль рококо хорошо соответствовал нраву императрицы, которая любила наряды и увеселения.
Строятся дворцы и зарождается производство художественной мебели из металла. Центром производства становится Тула.
Русское рококо можно увидеть в изделиях из резной кости, изготовленных холмогорскими и петербургскими мастерами.
Очень интересны настольные кабинеты. На выставке в Царицыно они представлены, так как повторяют по форме своих полноразмерных братьев, а занимают намного меньше места.
Правление Екатерины II начинается в 1762. И вновь сильная личность - сильные перемены. На смену игривому рококо приходит классика и расцвет стиля приходится на время правления Екатерины Великой.
Строятся усадьбы в классическом стиле, мебель становится симметричной, а ее конструкция ясной. Пользуется популярностью техника маркетри - мебельщики, работающие с наборной техникой, используют различные породы дерева, включая привозные и достигают вершин мастерства.
На рубеже XVIII-XIX веков распространяется мебель, фанерованная красным деревом, карельской березой, тополем, ильмом, капом берёзы и тополя.
Еще один символ эпохи - "русский жакоб". Это предметы строгих форм, декорированные латунными накладками и тягами.
Во времена Екатерины II мастера мебельщики не уступали в технике европейской школе, но уходят от подражания и создают свой собственный стиль.
При Александре I после изгнания из России Наполеона господствующим стилем становится ампир. Зародился он в XIX веке во Франции и, обращаясь к искусству Древнего Рима, был призван поддерживать идею императорского величия.
В 1825 году престол занимает Николай I и популярность пришла к другим историческим стилям - пышному барокко, прихотливому рококо и торжественной строгости готики.
Во второй четверти XIX века потомственную аристократию сменяют преуспевающие финансисты и разбогатевшее купечество. Стирается грань между жилыми и парадными помещениями, появляется отопление, электрическое освещение, а потом телефон.
В третьей четверти XIX века накопленный материал по древнерусскому и народному искусству провоцирует всплеск русского стиля. Яркие представители историзма - архитекторы В.А.Гартман и И. П. Ропет. В начале 1880-х годов в абрамцевском художественном кружке зарождается национально-романтическое направление русского модерна. Позже благодаря княгине Тенишевой создаются мастерские в Талашкино под Смоленском.
Ближе к концу XIX века меняется расстановка мебели - предметы "отрываются" от стен и группируются в уголки. Становится популярной резьба и золочения. Пышность и декоративное изобилие отождествляются с красотой и уютом.
В конце XIX - начале XX века одним из ведущих стилей становится национально-романтический модерн, а позже интернациональный вариант модерна.
В интерьерах появляется композиционный центр, используются эркеры, ниши и выступы.
Начало ХХ века - новая эпоха и новые традиции. Новые планировки домов и квартир корректируют развитие искусства.
В 1920 - 1930 годах особое внимание уделяется проектированию общественных пространств. В Советском союзе в эти годы господствуют два стиля - национальный романтизм и модерн.
В конце 30-х дизайн обращается не только к общему, но и к частному - появляются комфортабельные квартиры для советской элиты. Дизайнеры обращаются к классическому наследию прошлого. Господствующим стилем становится советский ампир (или "сталинский ампир").
1950 - 1960 годы - революция в жилищном строительстве. Стандартные малогабаритные квартиры приносят новую эстетику середины столетия. Основные отличительные черты мебели - эргономика и функционализм.
До 13 мая в Хлебном доме музея Царицыно проходит выставка от "Барокко до модерна". Я старалась рассказать о самом интересном, но в формат публикации, к сожалению, невозможно разместить 400 экспонатов.
Это очень необычная выставка, потому что впервые представлено развитие мебельной индустрии в динамике, а так как для такого большого периода (и формата мебели) площади ограничены, были отобраны наиболее интересные экспонаты. Предметы мебели были предоставлены не только музеями Москвы, Санкт-Петербурга и даже Дагестана, но и частными коллекционерами.
Поэтому если вам интересна эта тема и есть возможность - очень рекомендую посетить выставку.
Буду рада, если вы напишете, что вас интересует больше всего. Я постараюсь подробнее рассказать о самом интересном.
Спасибо за внимание!
Подписывайтесь на наш канал в Zen.