Найти тему

МАЛЕНЬКИЕ БОСЫЕ НОЖКИ (по следам А.Пушкина, Н.Ретиф де ла Бретонна, З.Фрейда и др.)

"Parvus pes — barathrum grande" латинская пословица. Буквально: «Маленькая ножка — огромная бездна»

Д.Белюкин. Ножки. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»
Д.Белюкин. Ножки. Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»

Женские ножки, а тем более - босые, предмет особого разговора в мировой художественной культуре. Первым делом вспоминаются, конечно, бессмертные пушкинские строфы из «Евгения Онегина»:

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Коснуться милых ног устами!.

Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры…
Летают ножки милых дам; По их пленительным следам Летают пламенные взоры…

Фиксация внимания на женских ножках и туфельках по старинке называется ретифизм. Термин образован от имени французского писателя Никола Ретиф де ла Бретонна (1734-1806). Герой его раннего романа «Ножка Фаншетты или Розовый башмачок» (1769) крадет домашние туфли жены своего хозяин, не в силах преодолеть охвативший его экстаз. В автобиографическом романе “Развращенный крестьянин или Опасности города” (1775) Н. Ретиф де ла Бретонн описал собственные юношеские переживания: “Иногда она откидывалась мечтательно назад, заложив ногу на ногу, так что была видна изящная лодыжка. Какие мгновения!”.

-3

Это произведение пользовалось большой популярностью и получило одобрительные отзывы И.Гете, Ф.Шиллера, К.Виланда и др.

Сюжетную основу романа немецкого писателя Вильгельма Йенсена «Градива» (1903) также составляет непреодолимое влечение к обнаженной женской ножке. Герой влюбляется в босоногую женщину, которую увидел во сне. Спустя четыре года Зигмунд Фрейд произвел глубокий психоанализ этого произведения в работе «Бред и сны в „Градиве“ В.Йенсена»:

«Молодой археолог Норберт Ханольд обнаружил в Римском собрании антиков рельефное изображение, которое его настолько пленило, что он был чрезвычайно доволен, когда сумел получить превосходный гипсовый слепок рельефа, который мог повесить в своем кабинете в немецком университетском городе и с интересом изучать. Рельеф изображал зрелую девушку в движении, которое несколько приподняло ее одеяние с большим количеством складок, так что стали видны босые ноги. Одна ее ступня полностью покоится на земле, вторая по инерции приподнялась над землей и касается ее только носком, тогда как подошва и пятка подняты почти вертикально. Изображенная здесь необычная и по-особому прелестная походка когда-то, вероятно, привлекла внимание художника, а теперь, спустя много столетий, приковала взгляд нашего зрителя-археолога.»

Градива. Ватиканский барельеф.
Градива. Ватиканский барельеф.
Градива. Ватиканский барельеф. Фрагмент.
Градива. Ватиканский барельеф. Фрагмент.

По воспоминаниям, копия барельефа Градивы украшала рабочий кабинет З.Фрейда. В 2006 французский режиссер Ален Роб-Грийе снял фильм «C’est Gradiva qui vous appelle» (в рус. переводе «Вам звонит Градива»).

Одним из сильнодействующих факторов привлечения внимания, несомненно, является изящество и миниатюрность женской стопы, особенно, в сравнении с аляповатой и грубой конечностью мужчины. По-видимому, это прекрасно понимали в средневековом Китае, где существовала традиция перебинтовывать ступни ног маленьких девочек. Впоследствии некоторые из них вообще теряли способность самостоятельно передвигаться, зато приобретали особый статус «золотого лотоса». Отголоски этой традиции можно найти и в европейском фольклоре.

В одном из вариантов сказки о Золушке дочери мачехи, чтобы влезть в хрустальные туфельки, ножом укоротили себе пальцы на ногах, однако их выдали следы крови. Профессор из сатириче­ского фильма Уильяма Кляйна «Кто вы, Полли Маггу?» (1965) утверждает, что принц устроил обувной кастинг только для того, чтобы полюбоваться  маленькими ножками всех женщин королевства. В России некоторые работники культуры прямо обвиняли принца в сексуальном извращении. Некто В.Булгаков, по замечанию Корнея Чуковского,  писал, что «…принц, приходящий в восторг от башмачка бедной Золушки, есть замаскированный фетишист женских ножек!» (О вреде сказок. Настольная книга для работников просвещения трудовой школы. Оренбург, 1922) 

-6

По счастью, до конца искоренить  естественные мужские порывы никому не удалось:

Дитя, страшися тлена!

Да здравствует нога,

Вспорхнувшая из плена

На вешние луга!  Н.Олейников. Послание, бичующее ношение длинных платьев и юбок.

Иногда дамы не прочь подразнить представителей сильного пола. Во времена королевы Виктории  в витринах модных кофеен на Пикадилли стрит выставлялись кондитерские шедевры в виде бисквитных женских ножек, украшенных бумажной бахромой. Однако, нижняя часть женского тела всегда надежно прикрывалась юбкой в пол. Для праздношатающихся джентльменов считалось огромной удачей мельком увидеть хотя бы женскую лодыжку. Переступая через лужу, дама  могла наградить зеваку с помощью т.н. ретруссе - кокетливого приподнимания подола и даже демонстрации подвязки или края чулка.

Хоакин Палларес. Уличные сценки.
Хоакин Палларес. Уличные сценки.

Невинная женская уловка, которая безотказно действовала во все времена: “…юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить.” Ф.Достоевский. Преступление и наказание.

Все самое интересное см.: http://doc-libido.ru/