Никто не сомневается, что счет – одна из основных операций из списка тех, что ребенок должен освоить в дошкольном возрасте. Однако процесс обучения этому непростому для малыша делу вызывает у многих родителей трудности. Давайте разберемся, с чего следует начинать учить ребенка считать и как сделать этот процесс максимально эффективным и приятным. В конце статьи я поделюсь своим опытом успешного обучения малыша счету.
Что можно найти на просторах интернета?
Для начала целесообразно проанализировать, что предлагает нам ТОП-10 по запросу «Как научить ребенка считать?». Во-первых, практически на любом сайте можно найти информацию о том, как научить ребенка считать предметы, а вот простейшим математическим операциям – сложению и вычитанию в пределах 10 – увы, уделено непростительно мало внимания, а ведь это навык, которым малышу очень непросто овладеть. Во-вторых, некоторые предлагаемые игры вызывают, как минимум, недоумение. Например: возьмите 2 коробки и 20 конфет, разложите в одну коробку 10 конфет и объясните ребенку, что такое десяток. Возникает только 1 вопрос: конфеты? Неужели найдется ребенок, который, вместо того, чтобы немедленно съесть сладости, захочет сначала их посчитать? Абсурд.
Есть и адекватные рекомендации. Так, основная масса изданий советует начинать обучение счету в возрасте от 3 до 5 лет. Есть педагоги, которые рекомендуют знакомить ребенка с цифрами тогда, когда малыш сам проявит интерес к ним. Как показывает практика, дети впервые начинают интересоваться всем, что связано с цифрами, между 1 и 2 годами. Какую тактику выбрать – решать только родителям.
Чтобы ребенок научился считать, он должен постоянно в этом практиковаться.
Необходимо считать вместе с малышом всё, что только можно посчитать: воробьев на улице, ступеньки в подъезде, яблоки на столе и т.д. Перед тем, как начинать счет, необходимо познакомить ребенка с понятиями «один-много», «много-мало», «больше-меньше».
Когда малыш освоил подсчитывание предметов (последовательный счет – прямой и обратный), пора переходить к простейшим математическим операциям – сложению и вычитанию. Методов их освоения существует великое множество, и все они базируются на использовании подручных материалов – палочек, кубиков и т.п. Самый простой способ: если нужно решить пример 2+3, берем 2 кубика, откладываем в одну сторону, затем берем еще 3 кубика, откладываем в другую сторону. Малыш считает количество кубиков в каждой из групп, затем кубики сдвигаются вместе, и ребенок подсчитывает получившуюся совокупность. Благодаря постоянному проговариванию взрослым всех этих операций малыш постепенно понимает, что представляет собой операция сложения (по аналогии можно обучить вычитанию).
Обучение счету на практике: наш опыт
С понятиями «один-много», «много-мало» я начала знакомить сына, когда ему было около года. Постепенно мы подобрались к понятию числа: много – это сколько? И почему в разных ситуациях понятие «много» различно (много машин на парковке у подъезда – 5-6, а много конфет – это штук 20)? Так, к полутора годам мы начали считать все, что попадалось под руку, но в пределах пяти. Когда ребенок уверенно освоил пересчитывание предметов, количество которых не превышало 5, мы начали осваивать счет до 10. На это ушло около полугода (в таком возрасте можно себе позволить не спешить с освоением последующего материала). Дальше у сына был период, когда он совершенно не хотел ничему учиться, все попытки донести новые знания заканчивались истерикой с его стороны. Пару-тройку месяцев назад ситуация нормализовалась, и ребенок снова начал интересоваться окружающим миром. Именно в это время нам отдали замечательную книжку (в магазинах мне подобные пособия почему-то на глаза не попадались), фото которой представлены ниже.
По ней мы и продолжили освоение счета. Занятия у нас проходили (и проходят до сих пор) по следующему плану: сначала я проговариваю числа, знаки и предметы, изображенные рядом с каждой цифрой (один шарик плюс два шарика равно три шарика и т.п.), затем предлагаю сыну убедиться, что один плюс два действительно равно трем. Для этого мы на пальцах отсчитываем исходное количество шариков (1), а потом начинаем разгибать пальцы по одному, отсчитывая 2. По получившемуся количеству разогнутых пальцев ребенок определяет, что общее количество – 3 шарика.
Следует отметить, что многие специалисты не рекомендуют приучать ребенка к счету на пальцах – потом его будет трудно отучить от этой привычки.
Однако в моем случае счет на пальцах – не основной метод, а вспомогательный (только чтобы убедиться, что 2+3 действительно равно 5).
Есть несколько специально разработанных опытными педагогами методик обучения ребенка устному счету. Их я рассмотрю в отдельных статьях – подписывайтесь, чтобы не пропустить самое интересное)