Найти тему
МИР ИЗНУТРИ

Как работает ABS? Насколько вы знаете свой автомобиль?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Почти каждый автомобиль, производимый в 21 веке, имеет в списке своих возможностей систему ABS. Но знаете ли вы, как она работает, какие даёт преимущества и из чего состоит? Я уверен, что нет! Поверхностных знаний водителей хватает только лишь на то чтобы сказать, что данная система улучшает управляемость при торможении. Конечно, я не имею в виду всех автовладельцев, но, поверьте мне, суть работы ABS не знает большинство. И эта статья именно для них. Здесь я расскажу и покажу, как функционирует данная система и из чего она состоит. Причём всё будет растолковано простыми, не заумными словами, которые смогут понять даже начинающие автовладельцы. Поехали!!!

Значок ABS на панели
Значок ABS на панели

Когда ABS начинает срабатывать?

Итак, чтобы понять принцип действия этой системы, нужно сначала узнать, в каких случаях она включается. Происходит это исключительно при торможении, когда водитель жмёт на педаль тормоза. В других случаях ABS находится в ждущем режиме.

Определить момент срабатывания очень просто — на сухой дороге, где сцепление колёс с дорожным покрытием достаточно надёжное, эта система никак не проявляется. Однако, при попадании шины на скользкий участок именно при торможении водитель обязательно почувствует характерные толчки педали, которую нажимает, а также возможно и хруст, хотя на многих автомобилях при срабатывании ABS он уже не слышен.

Назначение ABS

ABS нужна для того, чтобы равномерно распределять тормозные усилия на колёсах. То есть, когда вы жмёте на педаль тормоза, главный тормозной цилиндр создаёт одинаковое давление во всех тормозных патрубках. Это давление передаётся уже к тормозным суппортам, которые сжимают колодки.

Однако, при проектировке такой тормозной системы конструкторы не учли один момент — коэффициент трения на 4 колёсах может быть разным. Соответственно, если сцепление у одного колеса с дорогой меньше, чем у другого, и при этом их одновременно зажимают колодки с одинаковым усилием во время торможения, то наверняка какое-то из них может совсем лишиться пятна контакта. Такое вполне реально, если, к примеру, одно из колёс едет по сухому участку дороги, а другое въехало в лужу и намокло. Следовательно, при следующем торможении оно может начать скользить, в то время как сухое колесо, из-за хорошего сцепления, будет катиться дальше. Это вызовет неуправляемый занос, вследствие которого автомобиль начнёт двигаться по непредсказуемой траектории. Обратите внимание на траектории при торможении.

Сравнение тормозной колеи двух автомобилей — с ABS и без
Сравнение тормозной колеи двух автомобилей — с ABS и без

Однако, благодаря ABS это не случится, поскольку данная электронная система полностью управляет тормозом. Её электронный блок в определённый момент времени способен сделать так, чтобы колодки на колесе, которое потеряло сцепление, разжались и, таким образом, оно начало бы крутиться дальше, даже по скользкой дороге. Соответственно, автомобиль в таком случае уже бы не снесло, и колёса крутились бы дальше, даже при зажатой педали тормоза. Конечно, это уменьшает в некоторой степени тормозной путь, а также избавляет автомобиль от заноса, поскольку сцепление с дорогой сохраняется у каждого колеса.

Сравнение траекторий автомобиля
Сравнение траекторий автомобиля

Как работает ABS и из чего она состоит?

ABS включает следующие элементы:

1. Гидравлический блок — состоит из насоса, отсека для жидкости и вмонтированных электромагнитных клапанов, от которых идут магистрали к тормозным суппортам.

Гидравлический блок ABS
Гидравлический блок ABS

2. Электронный блок — зачастую крепится к гидравлическому и подаёт соответствующие сигналы на клапана, а также считывает информацию с датчиков.

Электронный блок ABS
Электронный блок ABS

3. Датчики скорости — устанавливаются возле ступицы и считывают с зубчатого венца скорость вращения колеса.

Датчик скорости вращения колеса ABS
Датчик скорости вращения колеса ABS

Итак, зная из чего состоит ABS, теперь можно представить, как она работает. Для этого можно вообразить следующую ситуацию:

Представьте, что вы движетесь зимой со средней скоростью по не полностью растаявшей дороге. Едущий впереди автомобиль начинает резко сбавлять скорость. Вы судорожно нажимаете педаль тормоза, вследствие чего машина без ABS, с вероятностью 90%, потеряла бы управление и пошла в снос.

Однако, автомобиль с ABS способен избежать такой ситуации, поскольку при снижении скорости одного из колёс при торможении, вплоть до его фиксации, гидравлический блок перекроет подачу жидкости по магистрали к данному колесу, и отведёт лишнюю жидкость к гидроаккумулятору.

Таким образом то колесо, которое было зажато тормозными колодками, снова начнёт вращаться, и автомобиль сможет избежать сноса. А значит, водитель благополучно объедет препятствие, поскольку управление останется в его руках.

Главный исполнительный орган ABS — гидравлический и электронный блоки в сборе с клапанами
Главный исполнительный орган ABS — гидравлический и электронный блоки в сборе с клапанами

А как же быть дальше? Получается, что давление в той магистрали, которая идёт к заблокированному колесу, сброшено, значит оно перестало тормозить? Нет! Всё работает немного по-другому.

Мы знаем, что есть трение качения и трение скольжения. Так вот, когда колесо теряет сцепление с дорогой, оно начинает испытывать трение скольжения. Причём максимальный эффект торможения в таком режиме достигается при коэффициенте не менее и не более 0,12. Так вот ABS и стремится удержать это значение при скольжении, благодаря чему колесо останавливается импульсно даже при постоянно нажатой педали тормоза, и его не сносит юзом. То есть, электронный блок, опираясь на показания датчиков скорости колёс, определяет этот коэффициент и отдаёт в определённый момент времени сигналы гидравлическому блоку, который перекрывает электромагнитными клапанами подачу жидкости к заклинившему колесу. Когда коэффициент скольжения начинает уменьшаться, клапан снова открывается, и к суппортам поступает давление жидкости, вследствие чего колесо опять тормозит.

Таких циклов за 1 секунду может выполняться до 15. Именно поэтому водитель чувствует вибрацию педали во время срабатывания ABS. Чтобы лучше понять, как она действует, посмотрите видео, в котором автор наглядно всё объясняет.

Кстати, раньше, когда таких систем не было, опытные водители самостоятельно осуществляли импульсное торможение, многократно нажимая на педаль тормоза.

Заключение

Итак, ABS — это система, которая распределяет тормозные усилия на колёсах, вследствие автономной регулировки давления жидкости в главных магистралях. По стандартам, современный автомобиль должен обязательно обладать этой функцией, поскольку она предотвращает большую часть аварий.

На этом у меня всё! Если вам понравилась данная публикация, то подписывайтесь на канал, комментируйте и ждите скорого появления другого, не менее интересного материала. А пока не прощаемся...

Авто
5,66 млн интересуются