Найти в Дзене
Финансовая газета

Либерализация ОСАГО и цена полиса

Центробанк на прошлой неделе начал первый этап реформы ОСАГО с расширения вилки базовых тарифов. Теперь стоимость полиса будет индивидуальной для каждого водителя.

В 2019 году стартует реформа по либерализации ОСАГО, которая является одной из социально значимых тем в последнее время. Вопросы по приведению «автогражданки» в норму обсуждались долгое время депутатами в Госдуме, сенаторами в Совете Федерации, в правительстве и экспертном сообществе. Да даже в соцсетях.

И вот на прошлой неделе Центробанк утвердил расширение вилки базовых тарифов ОСАГО на 20% вниз и 20% вверх − с нынешних 3432–4118 руб. до 2746–4942 руб. Соответствующее указание дал совет директоров Банка России в начале декабря. В пятницу регулятор направил в Минюст РФ проект указания о расширении тарифного коридора в ОСАГО, которое должно начать первый этап реформы «автогражданки».

► ЦБ утвердил расширение вилки базовых тарифов ОСАГО

После расширения тарифного коридора на 20% в обе стороны стоимость полиса ОСАГО будет индивидуальна для каждого водителя с учетом стажа и безаварийного вождения. Данная мера крайне необходима, поскольку некоторые водители порой переплачивают и по 70% от системы тарификации, а некоторые, наоборот, значительно не доплачивают.

После вступления в силу расширенного тарифного плана стоимость полиса останется на тех же ценовых уровнях, что и сейчас, считает эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.

Снижение стоимости полиса для законопослушных автовладельцев с большим стажем безаварийной езды может составить 10–15%. Соответственно, для новых водителей цена ОСАГО может вырасти примерно на ту же сумму, отмечает эксперт.

«Особенно приятно то, что теперь появится более подробная сетка для коэффициента возраст–стаж, а не так, как раньше, – всего 4 позиции: до 23-х лет, после 23-х лет, до 3-х лет стажа, после 3-х лет стажа. Новая сетка будет выстроена с учетом исследований по аварийности для каждого возраста и стажа и в индивидуальном порядке. Преимущества получат водители старше 35-и лет, в первую очередь, у которых водительский стаж более 10-и лет – такие люди заплатят меньше», — пояснил автоэксперт Игорь Моржаретто.

► Автомобилисты отказываются от ОСАГО

Однако стоит отметить важный момент – страховые компании такой диверсификацией могут значительно снизить риски. Если сейчас стоимость полиса определяется умножением базового тарифа на коэффициенты, включающие стаж, возраст, регион и мощность двигателя, то после отмены регионального, мощностного коэффициентов расширение тарифного коридора позволит гибко маневрировать в зависимости от ситуации.

Такое поэтапное расширение тарифного коридора с 20% в 2019 году до 40% к 2020 году положительно скажется как для страховщиков, так и для автовладельцев, отмечает эксперт.

При этом водители в регионах, которые находятся в зоне повышенного риска, будут значительно переплачивать за страховку.

С одной стороны, такая мера положительно скажется на качестве вождения. Люди будут стараться максимально быть аккуратными на дорогах (о чем трудно сказать сейчас), а также повысится общая безопасность на дорогах, отмечает эксперт.