Найти тему
Smapse News: Образование и наука

Что такое инклюзивное образование? Как оно реализуется в России?

Оглавление

В современном мире, в том числе и в России, с каждым годом увеличивается число людей, имеющих проблемы со здоровьем и различные нарушения. По этой причине образование детей с ограниченными возможностями ─ одна из важнейших социальных проблем во многих странах.

Инклюзивное образование в России появилось относительно недавно, термин «инклюзия» получил распространение лишь в 90-е годы ХХ века. Процесс развития этого явления в нашей стране не закончен, а находится на начальных этапах формирования.

Что представляет собой инклюзивное образование?

Инклюзивное образование предполагает использование особого подхода к нуждам и потребностям каждого ребенка. В категорию детей с особыми образовательными потребностями входят лица, имеющие следующие особенности психофизического развития:

  • нарушения зрения
  • нарушения слуха
  • нарушения речи
  • задержка психического развития
  • физические нарушения
  • умственная отсталость
  • сложные недостатки развития.

В инклюзивной школе ребенку не нужно подстраиваться под условия образовательной системы — система обучения меняется сама ради ребенка, что исключает дискриминацию и обеспечивает возможность получения образования всем детям. Инклюзивное образование способствует улучшению социальной компетентности и коммуникативных навыков, помогает сформировать социальное принятие и наладить дружественные связи со сверстниками.

Как обстоят дела с инклюзией в России?

В настоящее время в нашей стране используются три подхода в обучении детей с особыми потребностями:

  1. Дифференцированное обучение детей в коррекционных учреждениях I–VIII видов.
  2. Интегрированное обучение в специальных классах в общеобразовательных учреждениях.
  3. Инклюзивное обучение в классах вместе с обычными детьми.

В качестве приоритетного направления развития инклюзии рассматривается организация процесса обучения и воспитания детей в обычных дошкольных, общеобразовательных и других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми. Для повышения доступности образования для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в России интенсивно развивается дистанционное обучение.

Процесс внедрения такого метода обучения происходит медленно и неравномерно. В отдельных регионах практика значительно продвинулась в развитии, в других ─ только начинает зарождаться. Инициаторами развития выступают неправительственные организации, объединения родителей детей с инвалидностью, сообщества, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью. Самые большие трудности на пути продвижения инклюзивного образования ─ отсутствие единых стандартов и учета  разного уровня потребностей и нужд детей в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности для создания доступной среды.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой YouTube канал! Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Собачьи зубы, порошок из черепа и бокал вина: как люди с древности спасались от похмелья

ТОП самых дорогих вещей в мире

Самые высокие люди за всю историю