Найти тему
ECWORLD

Как потеря Россией 76 млрд долларов экспортной выручки и бизнесы чиновников связаны с ростом цен на сахар и масло?

Все мы уже понимаем, что в этом году реальная инфляция по широкой продуктовой корзине, скорее всего, будет вновь, как и в 2014-2015 годах, отличаться от реальной инфляции более чем в 2-2,5 раза. Но говорят все почему-то исключительно про подсолнечное масло и сахар.

Давайте посмотрим на цифры. В год среднестатистически россиянин потребляет около 40 кг сахара и 15 кг подсолнечного масла. Это обходится ему примерно в (40 * 50 рублей + 15 * 100 рублей) 3.500 рублей. То есть в 290 рублей в месяц. Социально незащищенным группам населения это обходится в еще меньшую сумму, пенсионеры же и того меньше потребляют данного вида продуктов. Поэтому — на фоне роста цен на товары, в которых заложена значительная «импортная» составляющая (например, лекарства) — сложно сказать, что рост цен даже на 50% на масло и сахар вызывает «кассовый разрыв» у россиян и даже и прежде всего у социально незащищенных слоев населения (даже для пенсионера такой рост цен на сахар и масло будет вызывать увеличение расходов всего на +1% от пенсии в год).

Да, есть влияние роста отпускных цен на обсуждаемые товары — на другие товары, в производстве которых используется сахар и масло, но это не столь значительно — и прежде всего в сравнении с теми факторами, на которые правительство может влиять, если, уж, так заботится о кошельке гражданина, — например:

  • девальвация, которая является прямым следствием политики правительства — через инструменты ЦБ и Минфина (см. запись Парадокс поведения рубля);
  • рост налогов в последние годы;
  • рост квазиналогов («Платон», маркировка, обслуживание онлайн-касс, платные мосты, дороги и т.д.), которые производители и розничные сети не могут не закладывать в цены товаров.

Суть происходящего понятна. Теперь разберемся с двумя вопросами:

  1. почему цены на сахар и масло выросли?
  2. почему говорят исключительно о сахаре и масле?

Если мы чуть откатимся назад — буквально к прошлому агросезону — и откроем публикации 6-месячной давности даже в прогосударственных СМИ, то увидим следующее:

По данным «Центра Агроаналитики» (подведомственного Минсельхозу), объемы поставок сахара на экспорт за последний агросезон по состоянию на 19 апреля составили 901,2 тыс. т, что превышает уровень прошлого сезона в семь раз. Это рекордные для России показатели.

«Начиная с декабря, Россия вышла на уровень экспорта более 150 тыс. т в месяц, и это фантастические темпы», — оценивает ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Евгений Иванов.

По мнению Евгения Иванова, если такие темпы сохранятся, то за полтора года нам удастся избавиться от излишков сахара, накопившихся за последние пять лет. Вместе с объемами Белоруссии они составляли на конец января 2,45 млн т. Россияне потребляют в год около 6 млн сахара, а в текущем сезоне в стране будет произведено 7,75 млн т.

Увеличить темпы экспорта может последнее постановление российского правительства, по которому российским производителям разрешается совместный экспорт белого сахара или свекловичного сахара-сырца. Это позволит экспортировать излишки сахара с внутреннего рынка с минимальными логистическими затратами, говорила ранее вице-премьер Виктория Абрамченко. (с) https://rg.ru/2020/05/01/rossiia-idet-na-absoliutnyj-rekord-po-eksportu-sahara.html

Но в новом агросезоне в Россию пришла «беда»:

Россия с 1 августа (начало сельхозгода по сахару) по 22 ноября экспортировала 121,7 тыс. тонн сахара, что почти на 50% меньше, чем годом ранее, следует из мониторинга Центра агроаналитики при Минсельхозе. В то же время экспорт сахара-сырца вырос в 2,8 раза, до 35,3 тыс. тонн. (с) https://www.interfax.ru/business/739257

Ну, а дальше, как вы понимаете по стандартной схеме: растут мировые цены на нефть — в России растет цена на бензин, падают мировые цены на нефть — в России все равно растет цена на бензин.

Здесь нет ничего нового. Всё то же самое мы наблюдали по другим агро-позициям и в предыдущие годы. Наверное, все помнят и быстрый рост цен на пшеницу (и такие же крики «цены на хлеб вырастут, правительство, спаси«) и т.н. «дефицит» пшеницы на внутреннем рынке, так как она в максимально возможном объеме вывозилась за рубеж.

И причин здесь две:

  • личный финансовый интерес производителей (коммерческая деятельность подразумевает — максимизацию прибыли);
  • финансовый интерес государственного бюджетной системы в получении валютной выручки.

Основные сельхозпроизводители в России прямо или косвенно связаны с крупнейшими российскими политическими персонами (Ткачевы, Медведевы и т.д.) — тут, если даже сильно кто-то захочет на уровне ФАС или иных правительственных (и тем более — региональных уровней) что-то предпринять, то просто не сможет этого сделать.

Если здесь кто-то и попадает под жернова системы, то только частные компании / хозяйства, максимально удаленные от государства — обычно они собирают все «шишки» — и потом расстаются со своими активами, которые примыкают к разрастающемуся сельскохозяйственному окологосударственному «конгломерату».

Таким образом, [как и в случае с ценами на нефть / бензин] если доходы от продаж на внешних рынках (экспорт) падают, производители / оптовики начинают компенсировать потери на внутреннем рынке [ростом цен], просто сговариваясь.

Если же доходы на внешних рынках растут (в том числе из-за роста цен или девальвации), то выгоднее становится продавать большие объемы именно на внешних рынках. Если же попытаться ограничить законодательно экспорт, то внутренние участники будут просто повышать цены внутри России — для компенсации упущенной [на внешних рынках] прибыли.

Дальше. Если мы посмотрим на данные ФТС за 10 месяцев этого года, то увидим в них следующую динамику экспорта важнейших товаров (в строках оставил только интересные для анализа позиции):

Как мы видим по строке ВСЕГО, Россия в этом году по сравнению с прошлым годом «недополучила» за 10 месяцев 76 млрд долларов валютной выручки — из-за падения и спроса, и цен на основные минеральные ресурсы и их производные.

Как вы помните, валютная ликвидность, это ключевой показатель банковско-бюджетной системы: именно он (вместе с показателем дефицита / профицита бюджета) определяет курс валюты (доллар, евро … к рублю).

В начале 2020 года, когда упали цены на нефть, мы прогнозировали, что после закрытия границ с другими странами, для широкой массы населения они до конца года полностью так и не откроются, а, если и откроются, то в части «дорогих стран» и самых дешевых стран максимально близко к окончанию сезона (подробнее см. запись Россия открывает международное авиасообщение с 1 августа. Куда можно поехать?). Так и получилось. Таким образом был на порядок ограничен отток валюты из страны — через туризм.

Процесс управления валютной ликвидностью затрагивает все отрасли и сферы экономической жизни россиян. Не хватает у правительства валюты в «системе» по одним статьям / отраслям, правительство начинает «закрывать  глаза» на то, что происходит в других статьях / отраслях. Есть спрос на пшеницу и подсолнечное масло, значит, максимально гоним на экспорт, чтобы в страну хотя бы по этим статьям пришла валюта (тут чуть-чуть, там чуть-чуть).

В таблице выше видно, что экспортные потоки (притоки / доходы) по статье «Растительное масло» выросли на +27%. Пусть это всего 0,5 млрд долларов, но это 0,5 млрд долларов для системы (которая «должна» обслуживать и внешние долги, и через своих бенефициаров выводить в виде валюты бюджетные средства, которые были распилены). Окологосударственным производителям хорошо, системе хорошо. Таким образом, россиянам то же масло будет доставаться либо дороже (из-за девальвации, которая сделала более выгодной продажу масла за рубеж), либо в меньшем количестве (а меньше предложение — значит, выше цены).

Вот и вся логика происходящего.

Почему это произошло сейчас и почему именно о масле и сахаре говорят? Конец года. Приближается (на момент начала публичных «указаний» В. Путина и М. Мишустина) пресс-конференция В. Путина. Началась война компроматов в рамках транзита власти. Нужно:

  • как-то отвлечь население на что-то менее «безвредное» для элиты;
  • показать видимость работы в целом и борьбы с инфляцией, которая в этом году совершила заметный скачок (ну, не налоги же, все-таки, снижать или лишать Ротенбергов и ко части доходов, снижая стоимость проезда по трассам и другим платным инфраструктурным объектам в сложное экономическое время),

— и одновременно пожурить, видимо, чем-то [политически] отличившихся ответственных и / или бенефициаров со стороны сельского хозяйства.

Интересно также, что всё это «журение» со стороны В. Путина и М. Мишустина происходит тогда, когда всё уже произошло. Цены давно выросли, население «страдает» от роста цен уже не первый квартал. То есть ошкурили немного, теперь можно и «притормозить» (хотя бы на словах — а там по ситуации / в зависимости от дальнейшей динамики цен на нефть / показателей валютной ликвидности).

Так и живем. Никакой нам эластичности спроса и предложения.

... продолжение / оригинал записи Вы можете прочитать на нашем новом сайте по ссылке https://ecworld.fund/maslo-i-sahar-kak-instrumenty-rossijskoj-vnutrennej-politiki/

_

Если Вы хотите лучше понимать, что происходит вокруг Вас, получать больше полезной информации, разобраться, когда выгоднее покупать валюту, акции, золото или нефть, а когда необходимо от них избавляться, если Вы хотите научиться эффективно управлять Вашим капиталом / сбережениями, опережая инфляцию, то обязательно присоединяйтесь к чтению скрытых записей нашего сайта ECWORLD.FUND по ссылке.

Не забудьте подписаться на телеграм-канал https://t.me/ecworld, чтобы оперативнее получать уведомления о новых записях на сайте — заходите и нажимайте внизу канала кнопку JOIN.