Десять лет (1730-1740) правления самодержицы Анны Иоанновны, как отмечают историки, было строгое, а иногда тираническое. В эпоху аннинского царствования развивалась культура, заезжие мастера быстро прививали европейский вкус в искусстве. Высшее русское общество успешно справлялось с незнакомой ролью, новая художественная среда, театр, опера, балет, чтение входили в привычный обиход. Вот пожалуй, и все.
Как ранее писал, Анна не блистала умом, и из-за отсутствия такового, новых узаконений и учреждений мало вымышляла, но старое, утвержденное содержала в порядке.
Любила приличное сану великолепие, двор приумножил чины. На всех дворцовых сверкало сребро и злато. Помпезность была ее коньком, русская империя сверкала фейерверками маскарадами, зваными балами. Рядом с ней был все тот же фаворит Бирон, который укоренился во дворце.
Отменным здоровьем Анна Иоанновна не отличалась, в конце ее правления обострились болезни, и она стала задумываться о престолонаследнике. Рядом с ней во время ее правления была родная племянница Анна Леопольдовна, дочь родной сестры Екатерины Ивановны и герцога Карла-Леопольда Мекленбург- Шверинского. Екатерина Ивановна дочь царя Ивана Алексеевича, родная племянница Великого Петра.
Замуж Екатерину Ивановну выдали в 24 года. И как только она приехала в Шверин к ней пожаловал дядюшка Петр Алексеевич и бесцеремонно на глазах молодого мужа увел в спальню. Конечно же, это не могло способствовать любви Карла к Екатерине Ивановне, тем более она чересчур гордилась царским происхождением. Поэтому жизнь супругов была наполнена ссорами.
После рождения дочери Елизаветы- Христина и трех лет брака она вернулась в Россию, к матери Прасковье Федоровне, урожденной Салтыковой. Обе были необразованные и богобоязненные, поэтому и внучку бабушка обучала богословию, тем более она должна переменить религию и креститься по православному обряду.
Когда тетка Анна Иоанновна была венчана короной на правление Российской империей, то забрала племянницу и стала ее готовить в качестве будущей царицы. В православие ее наставником стал Феофан Прокопович, один из высших иерархов русской церкви, непоколебимый сторонник Петра I, и Анну Иоанновну считал продолжательницей дел императора.
Елизавета-Христина выучила немецкий и французский языки, пристрастилась к чтению светских книг, но науки арифметика, история и география ей не давались.
Когда стал вопрос о замужестве, то и здесь тетка побеспокоилась, выбор пал на Австрию. Принц Антон-Ульрих прибыл в Россию 28 января 1733 года, а 12 мая уже присутствовал на крещении Елизаветы –Христины и она получила имя Анна Леопольдовна, в часть крестной матери императрицы Анны Иоанновны. Только через шесть лет, в 1739 году, состоялось их обручение, как отмечали послы иностранных государств, принц выглядел жертвой. Венчание и свадьба состоялись на следующий день.
Через год, 2 августа 1740 года у них родился сын, назвали его в честь прадеда Иваном.
Болезнь Анны Иоанновны прогрессировала, и она считала, что дни ее сочтены, поэтому поспешила стать крестной матерью для мальчика и забрала младенца в свои покои, тем самым приблизив к своей августейшей особе.
5 октября того же года она слегла, потеряв надежду на выздоровление, и первым что она сделала на пороге смерти объявила в манифесте, что Иван Антонович, является великим князем с титулом Императорского высочества и объявляется наследником российского престола.
А через 11 дней подписала еще один манифест, в котором объявила регентом при Иване Антоновиче герцога Бирона, на что надеялась. Включила бы разум перед смертью, никому нужна придворная челядь умершего монарха.
Вельможи шушукались, не отец младенца принц Антон-Ульрих, не мать великая российская княгиня внучка законного русского царя Ивана Алексеевича, были объявлены в регенты, а курляндский выскочка непонятного происхождения Бирон, не пользовавшейся симпатией дворцовых сановников.
Это решение было миной замедленного действия для Бирона, которая вскоре сработала.
Подписав манифест Анна Иоанновна попрощалась с каждым из собравшихся у ее постели, последним удостоив Миниха.
- Прощай, фельдмаршал. Простите все,- сказала она и умерла.
На следующий день все присягнули новому императору младенцу и регенту.
Но закон бумеранга никто не отменял, как когда-то Анна Иоанновна поступила с дворцовой знатью, царствующих родственников, лишая привилегий, имущества, отправляла в ссылку, так закончилась тихое благополучие для Бирона.
Фельдмаршал Миних, действовал быстро и решительно, в ночь с 8 на 9 ноября арестовал семью Бирона, его братьев и сторонников. Это был переворот, который не выстрелил.
Регентство продолжавшееся 22 дня закончилось. На смену пришло новое правление, в котором роль регентши должна была играть Анна Леопольдовна, но и ее правление было недолгим, в день переворота еще об этом не знали.
Имущество Бирона было конфисковано, его обвинили во всех грехах, в том числе в покушении на жизнь императрицы, сам написал акт о передаче власти, и еще во многом, его приговорили к смерти, но Анна Леопольдовна заменила вечной ссылкой в Пелым на Северный Урал.
Там, выстроили дом по чертежам Миниха, не подозревавшим, что и в этом самом доме ему скоро придется очутиться и прожить 20 лет. Скоротечно проходят годы во дворце у приближенных мира сего, на смену одной свиты обязательно придет другая, у каждого периода есть своя судьба.
Спасибо за чтение моих статей, благодарю за комментарии. Если понравились ставьте лайки.