Найти тему

Ирина Потехина о смешанном формате обучения

Ирина Потехина – вице-губернатор Санкт-Петербурга.
Наталья Маркова – главный редактор «Авторадио — Санкт-Петербург».

Ирина Потехина
Ирина Потехина

Н.М.: Месяц назад в Петербурге разрешили перевести детей на смешанное образование. Это хорошая идея. Родителям дали выбрать. Как эта система работает в городе? Есть ли вещи, которые еще предстоит доработать?

И.П.: Это была жесткая необходимость. Около 80% родителей жестко настаивают на очном обучении. Мы понимаем, что качество дистанционного образования еще только настраивается. Существует большая категория родителей, для которых в приоритете здоровье. Некоторые семьи не готовы отправить ребенка в школу из-за самых разных обстоятельств. Именно для них был разработан формат смешанной учебы. На этой системе обучается больше 15 тысяч детей. У нас есть один из ведущих педагогических университетов в стране, с которым мы и запустили эту систему. Сначала было много обращений от родителей: где найти уроки, как записаться? Сейчас остались вопросы об аттестации и получении оценок. Я считаю, что мы стартовали неплохо.

Н.М.: В социальных сетях до сих пор агрессивные высказывания, например, «закройте все школы», «вы совершенно не думаете о здоровье». Почему, если есть возможность, люди не переходят на данный формат?

И.П.: Я могу понять возмущающихся родителей. Когда весной все перешли на онлайн-обучение, ребенок работал со своим учителем. Когда он выходит на смешанный формат, то у него общение абсолютно с другим педагогом. Родители переживают, что их ребенок будет заниматься на централизованной платформе с чужими педагогами, а аттестацию сдавать своему. Все переживания сводятся к тому, что «вдруг что-то не совпадет, вдруг как-то не так дадут тему, а в школе спросят иначе».

Это говорит о том, что большое доверие к школьным педагогам. Родители хотят, чтобы за ребенком смотрел свой человек. Это невозможно. Учитель работает в очень тяжелых, боевых условиях. Но в любом случае остается контакт. Педагог проверяет домашние задания.

Н.М.: Я выяснила, что на этом портале все открыто. Уроки проходят в виде мини-лекций, которые длятся 15-30 минут. Меня смутило, что это происходит в форме говорящей головы за кадром. На экране есть таблица, например, а за кадром что-то рассказывает учитель. Как подбираются эти педагоги?

И.П.: В Комитете по образованию есть подведомственное учреждение «Академия педагогического постдипломного образования». Это наша площадка, задача которой регулярно проводить переподготовку педагогов. Там работают хорошие методисты. Эта та площадка, которая в экстремальных условиях подбирала учителей. На сегодняшний день их в программе задействовано более двухсот. Вирус никуда не уходит. Будет сложно весь учебный год. Мы обязательно будем расширять линейку педагогов. Записано более 1000 уроков, которые прошли и остаются в сети. Можно заходить и пересматривать эти уроки. Те педагоги, которые сейчас записывают эти лекции, очень трепетно относятся к процессу. У нас есть учителя, которые посмотрев на себя в системе, просят перезаписать урок. Некоторая часть перезаписывается. Это гигантский челлендж для педагогов. Одно дело, когда ведешь урок в классе, где тебя видят 25 пар глаз. Другое дело, когда тебя обсуждает все педагогическое сообщество.

За этими уроками смотрят не только дети, которые учатся осваивать программу. Очень внимательно смотрят родители, но внимательнее сами педагоги. Появилось много вопросов: «Можно мы будем использовать эти лекции в очной ежедневной программе?». Это замечательно. Есть такой методический прием – «перевернутый урок». Когда дома в качестве домашнего задания, смотришь такой урок. Эта база, которая сейчас нарабатывается, будет полезна не только тем 15 тысячам ребят, оставшимся дома. Её можно будет использовать в ежедневном учебном потоке.

Н.М.: Давайте поговорим про студентов университета им. А.И. Герцена. Когда я впервые услышала: «У нас 1000 студентов», я задалась вопросом, как вы их набираете. На портале увидела баннер «Продленка на удаленке». Я посмотрела два занятия. Первое – для решения логических задач для 5 и 6 класса. Второе – как в тик-токе продвигать танцы. Почему студенты представили себя учителями? Они же молодые, у них должны быть другие решения вопросов. Где можно посмотреть то, что они предлагают?

И.П.: На самом деле, проект произвел в университете настоящую революцию. Это прямой контакт с ребенком, возможность почувствовать обратную реакцию. Изначально предполагалось, что будут участвовать только старшекурсники. Ребят отбирают кафедры. С ними работают методисты. Из-за этого они скучновато выглядят. Больше 1000 ребят записались. Очередь из студентов, которые хотели себя в таком формате попробовать.

Свобода, конечно, появляется, когда ты полностью владеешь профессией. Они еще себя неуверенно чувствуют. Этот опыт для них незаменим. Мы понимаем, что независимо от пандемии, цифровые технологии в школе будут. Студенты получают сразу две квалификации: цифровые и педагогические.

Н.М.: Часто бывает так, что в университет им. А.И. Герцена идут случайно. Может быть, легче поступить. Поучился, потом понял, что не твое. Замечательно, что у них уже сейчас есть возможность на втором курсе почувствовать себя в роли педагога. Был тот, кто не хочет заниматься?

И.П.: Мы понимаем, что выбор профессии – очень тяжелая задача. Она становится особенно тяжелой сегодня, когда понимаешь, что мир профессий меняется с такой скоростью. Иногда срок обучения профессии длиннее, чем жизнь самой профессии. Пока ты не попробуешь руками, не поймешь, твоя работа или нет.

С чем сталкивается сегодня современный учитель? Он вынужден соревноваться с интернетом. Дети говорят: «А мы уже загуглили. То, что вы сказали, уже не так». Источники все открыты. Ученики могут прямо во время урока могут вытащить информацию, которая тебе неизвестна. Это сказывается на процессе обучения. Тяжело поддерживать мотивацию через экран. В классе это делать тоже сложно. Самый главный способ – показать ребенку, зачем он получает ту или иную информацию.

Н.М.: Мы не знаем, как дальше будет продолжаться история с коронавирусом. Чтобы все хорошо проходило с обучением детей, нужно решить проблемы с техническим обеспечением в школах. Сделать много цифрового контента, который будет интересен. Научить всех учителей работать в новых условиях. Вы говорите, учитель не может работать две смены. Почему в классе не повесить маленькие камеры, чтобы урок шел параллельно в интернете?

И.П.: Это предложение появилось практически сразу. Мы сразу сталкиваемся с несколькими проблемами. Есть школы небольшие, где классов десятки. А есть там, где сотни. Если мы подключим несколько сотен, ни одни школьные сети не выдержат такого трафика. Этот вопрос теоретически можно решить.

Но есть более серьезная проблема. Учитель же не стоит на месте. Он передвигается, кому-то плечики поправляет, чтобы не горбились. Если мы ставим камеру в школах, то появляется вопрос от родителей, которые бы не хотели, чтобы дети попали в кадр. Это личные данные ребенка. Следующая проблема, а готовы ли педагоги «жить за стеклом»? Огромное количество этических и юридических вопросов.

И.П.: Есть учебные заведения, где нет ни одного заболевшего или заразились 1-2 ученика. А есть школы, где очаги заболевания, и цифра достигает 15-20 больных. Директор в таком случае может высадить класс на дистанционное обучение, может быть, даже целую параллель. У нас был опыт, когда гимназия отправила всех старшеклассников на онлайн-обучение на две недели. Нужно понимать, что ситуации бывают разные, а у нас город-миллионник. Понятно, что родители, услышав слово «дистант», хватаются за пистолет. Большинство не понимают, почему их дети должны учиться онлайн из-за того, что в соседней школе есть очаг заболевания. Именно поэтому мы дали право всем директорам принимать решение в зависимости от того, какая обстановка.

Н.М.: Что нас ждет в третьей четверти? На что именно вы ориентируетесь?

И. П.: Самая лучшая новость, которая пришла к нам под Новый год, – Петербург получил квоту на 110 000 доз вакцины против коронавируса. Это результат большой работы, в том числе городского правительства. В числе первых, кто наряду с врачами, получит возможность вакцинироваться – именно учителя, педагоги колледжей. Я надеюсь, что приступить можно будет уже на этой неделе в четверг или пятницу. Всё будет происходить добровольно.

Как только появилась информация, что в Петербург придёт вакцина, в моих социальных сетях педагоги сразу же стали задавать вопросы: «Когда уже, наконец, можно будет вакцинироваться?». Мы понимаем, что следующий календарный год тоже будет трудным. Самое главное сейчас – защитить педагогов и врачей, которые ежедневно находятся в контакте. Мы сможем вакцинировать всех желающих педагогов. Тогда второе полугодие мы сможем прожить в комфортном режиме.