8,8K подписчиков

Мотор посередине, честный 4х4, компрессор, АКПП: такой минивэн могли сделать только японцы

74K прочитали

Многие традиционные автопроизводители в наши дни живут за счёт имиджа надёжных или спортивных автомобилей, заработанного несколько десятилетий назад. Один из ярких примеров – Тойота, чья техника 80-х годов стала основой легенд о непревзойдённой надёжности и инженерной изощрённости "японок".

Последние Тойоты, созданные по золотым стандартам 1980-х, продолжали выпускаться до второй половины 90-х – это, к примеру, знаменитый Mark II или минивэн Toyota Previa. Последний встречается в России на порядок реже Марков, но по количеству необычных конструктивных решений этот минивэн далеко впереди:

Рекламное фото Toyota Previa для рынка США
Рекламное фото Toyota Previa для рынка США

Previa для рынка США и её праворульный близнец Estima, выпускавшиеся в 1990-1997 годах – необычное для современной Тойоты сочетание ультрасовременного дизайна и потрясающей воображение техники. Это в буквальном смысле среднемоторный автомобиль; его наклонённый (для уменьшения высоты) набок мотор расположен почти посередине шасси под полом:

"Шасси" японского минивэна - чудо инженерного искусства
"Шасси" японского минивэна - чудо инженерного искусства

К продольно расположенному мотору пристыкована 5-ступенчатая механическая коробка передач или 4-ступенчатая АКПП, а у версии All Trac 4х4 с подключаемым полным приводом – ещё и полноценная раздаточная коробка. Схема трансмиссии и шасси больше подошла бы какому-нибудь прототипу для ралли-рейдов: передний редуктор приводится длиннющим карданом с подвесным подшипником, задний коротким полуметровым. Подвеска по-тойотовски прочая и надёжная – спереди Макферсон, сзади неразрезной мост с пружинами и пятью реактивными штангами:

Конструкция неплохо поддаётся лифту, а таком виде Previa-Estima превращается практически во внедорожник с честным полным приводом, причём с идеальной развесовкой.

Ещё одна удивительная особенность модели заключается в расположении навесных агрегатов, они расположены отдельно от мотора. Генератор, насос гидроусилителя, компрессор кондиционера для простоты обслуживания закреплены под капотом, а привод от коленвала организован при помощи длинного вала на резиновых муфтах! Такое могли сделать только японцы:

Но и это не всё, после модернизации под капотом полом появился двигатель 2TZ-FZE с механическим компрессором! При объёме 2,4л мотор компрессорной Превии выдавал 161 л.с. и солидные 276 Нм крутящего момента, правда, лишь в сочетании с 4-ступенчатой АКПП. И "вишенка на торте" этого инженерного безумия – приводной компрессор Aisin имел электромагнитную муфту для включения при большой нагрузке и отключения для экономии топлива. Просторнейший салон по меркам 2020 года, конечно, выглядит уже не так впечатляюще, но в целом очень уютен и комфортен: