Целью программы Total Productive Maintenance (TPM) является устранение потерь, связанных с обслуживанием оборудования. Другими словами, сохранение оборудования, производящего только качественный продукт, как можно быстрее и без внеплановых простоев.
Всеобщий уход за оборудованием
Total Productive Maintenance (TPM) или всеобщий уход за оборудованием — это система общего производственного обслуживания, направленная на поддержание и улучшение производственного оборудования, с целью снижения операционных затрат организации. Улучшение производственного оборудования и снижение затрат достигается за счет снижения времени простоев оборудования.
Ключевой концепцией общего производственного обслуживания является то, что она предполагает участие и совместную работу всего персонала предприятия: от операторов до руководства компании, во всех структурах подразделения и на всех уровнях управления.
Цели и результаты Total Productive Maintenance (TPM)
- Достижение высоких показателей эффективности работы оборудования;
- Формирование системы производственно-технического обслуживания;
- Формирование механизма предотвращения потерь, таких как брак. поломка оборудования, травматизм и т.д.;
- Внедрение системы технического обслуживания в первую очередь на производстве, а затем в службе развития, коммерческой службе и др. подразделениях;
- Привлечение к участию всего персонала компании — от операторов до руководителей;
- Избавление от потерь достигается командной работой малых групп всего предприятия;
Поскольку основной целью общего производственного обслуживания является повышение производительности за счет сокращения времени простоя, внедрение программы TPM поможет значительно повлиять на показатель общей эффективности оборудования OEE. Улучшение OEE с помощью Total Productive Maintenance (TPM) достигается путем формирования небольших профильных групп для решения основных задач, таких как профилактическое и автономное обслуживание; обучение сотрудников, работающих с оборудованием; безопасность и стандартизация рабочих процессов.
Фундаментальные принципы TPM
Для внедрения и поддержание системы Total Productive Maintenance (TPM) необходимо развивать и поддерживать восемь ключевых направлений или принципов, направленных на профилактические методы поддержания надежности оборудования.
- Автономное обслуживание заключается в возложении ответственности на операторов за текущее обслуживание (осмотр, чистка, смазка и т.д.). Автономное обслуживание обеспечивает хороший ежедневный уход за оборудованием и позволяет выявить проблемы до того, как они перерастут в отказ. При такой организации высвобождается свободное время для технического персонала, которое используется для решения более сложных задач.
- Целенаправленное улучшение основано на концепции “кайдзен”. Этот принцип предполагает собой рассмотрение процесса целиком и принятие общих решений о том, как его улучшить. Для этого формируются небольшие группы сотрудников, совместными силами которых разрабатываются и внедряются улучшения на процессе (оборудовании). Этот процесс позволяет выявить и устранить повторяющиеся проблемы как с качеством, так и с надежностью оборудования.
- Плановое обслуживание включает в себя разработку порядка и графика технического обслуживания. При разработке порядка планового обслуживания учитываются такие факторы, как частота отказов, время простоя и ремонта. Плановое техническое обслуживание оборудования позволяет значительно сократить время незапланированных простоев и эффективнее управлять быстро изнашиваемыми деталями или запасными частями. Более того, сам факт внедрения планового обслуживания помогает эффективно планировать производство.
- Управление качеством направлено на предотвращение ошибок. Здесь основной задачей является поиск первопричин ошибок с помощью различных инструментов анализа, например с помощью методики анализа “5 почему”.
- Раннее управление оборудованием предполагает собой создание системы управления разработкой и внедрения нового оборудования. Имеющийся опыт и знания о работе текущего оборудования на основе TPM, применяются при разработке или внедрении нового оборудования. Это позволяет быстрее провести отладку нового оборудования и произвести запуск с наименьшими потерями.
- Образование и обучение необходимо для улучшения знаний персонала, занимающегося обслуживанием. Сюда включается обучение операторов навыкам обслуживания, технический перcонал изучает методы профилактического и других видов обслуживания, а менеджеров необходимо обучать принципам TPM. В комплексе такой подход формирует команду высококвалифицированных специалистов.
- Административный и офисный TPM. Общее производственное обслуживание должно выходить за пределы производства, устраняя потери в административных функциях. Поддержка производства происходит за счет улучшения таких процессов как обработка заказов, закупки и планирование.
- Безопасность и окружающая среда должна поддерживаться для того, чтобы сотрудники выполняли свои задачи в безопасном месте без риска для здоровья. Это означает, что все решения, принимаемые в ходе TPM, должны соответствовать требованиям охраны труда.
Читайте продолжение на Quality Business:
1. Шесть больших потерь при эксплуатации оборудования
2. Оценка и расчет показателя OEE
3. Этапы внедрения TPM
Другие материалы по теме: