Найти тему
ХХ век в войнах

Действия частей советской 114-й стрелковой дивизии в районе озера Вашкус 16 - 24 ноября 1941 года

Документ, о котором пойдет речь ниже, был составлен 29 ноября 1941 года в штабе 1-й оперативной группы 7-й отдельной армии Карельского фронта и направлен командирам дивизий, входивших в состав группы, а также начальнику штаба армии. В тексте содержится анализ действий войск, сражавшихся в период с 16 по 24 ноября 1941 года в районе озера Вашкус против частей финской Карельской армии.

Основные бои на том участке шли вокруг пунктов Бараки Северные и Бараки Южные (которые, судя по карте, действительно были двумя группами бараков, предназначенных для проживания рабочих), и эта местность представляла собою хорошую оборонительную позицию. К 16 ноября подразделения советского 763-го стрелкового полка 114-й стрелковой дивизии смогли занять эти пункты, однако затем не предприняли всех необходимых мер для того, чтобы закрепиться на достигнутом рубеже. В течение восьми дней они с переменным успехом вели бои против финского батальона, и в итоге вынуждены были оставить удерживаемый район, поскольку противнику удалось добиться более выгодного расположения, и за счет этого не только эффективно воздействовать на обороняющихся артиллерийско-минометным огнем, но и регулярно создавать угрозу изоляции группы, находившейся в Бараках Северных. Несмотря на то, что на протяжении всего этого периода линия фронта оставалась стабильной, а действия противостоящих сил не имели ярко выраженного наступательного характера, потери советской стороны оказались весьма чувствительными. Например, только за 21 и 22 ноября части 114-й стрелковой дивизии потеряли в районе Бараки 21 человека убитыми, 160 ранеными, и еще шестеро были отправлены на лечение по причине полученных сильных обморожений.

"Боевые действия с 16 ноября по 24 ноября 1941 года в районе Бараки обнаружили ряд недочетов, повторение которых в будущем недопустимо.
Ниже приводится перечень этих недочетов:

1. Хотя значение местности в боевых действиях войск всему начсоставу хорошо известно, практически этому вопросу достаточного внимания не уделяется. Особенно ярко это видно на примере занятия и удержания нами Бараки Северные.
Владение нами Бараки Северные было построено в основном на занятии Бараки Южные, между тем, с 6 ноября 1941 года противник неоднократно их разобщал, заставляя нас боем восстанавливать связь между ними, неся каждый раз ненужные потери. Этого можно было избежать, если бы местность между бараками была изучена и дана ей правильная оценка.
Небольшой гребень, идущий северо-западнее узкоколейки, командуя над нашей тропой, идущей из Бараки Южные с Бараки Северные, фактически определял возможность связи между этими двумя пунктами - связь могла быть прочной лишь при владении этим гребнем. Это было понято лишь 20 ноября 1941 года. По-видимому, и противник первоначально значения этого гребня не понял, поэтому гребень вначале укреплен не был и мог быть занят нами. Между тем, к 19 ноября 1941 года на нем уже были окопы, часть из них даже с козырьками, чем в известной мере определился исход боевых действий 16 - 23 ноября 1941 года.
Таким образом, отсутствие изучения и оценки местности отразилось в дальнейшем на положении подразделения крайне отрицательно.

2. Начсоставу необходимо обратить внимание на вопросы ориентирования, особенно в лесу. За время боевых действий с 16 по 23 ноября 1941 года 1-я стрелковая рота 363-го стрелкового полка дважды не выполнила боевой задачи вследствие потери направления. По той же причине 4-я стрелковая рота 763-го стрелкового полка 19 ноября 1941 года не доставила продовольствие в Бараки Северные, а 7-я стрелковая рота 763-го стрелкового полка 23 ноября 1941 года не вышла в указанном ей направлении, чем сорвала план командира полка по очищению от противника тропы.

3. Обращает на себя внимание крайняя скудность сведений о противнике, получаемых от разведки. Объясняется это слабой подготовкой разведчиков (особенно начсостава), так как штабы этим делом не руководят.
По той же причине наблюдение за противником во время боя не организуется, а идет самотеком, вследствие чего даже при многодневном непосредственном соприкосновении с противником, сведения о нем неполны и противоречивы.

4. Приемы боя мелкими подразделениями не отработаны, отсюда - отсутствие инициативы у командиров подразделений, стремление чувствовать локтем соседа не только у бойцов, но и у командиров рот. Недостаточное расчленение, скученность и отсутствие маневра ведут к излишним потерям и неуспеху.

5. Имели место случаи чрезмерно повышенных требований к артиллерии - подавить не только пулеметные точки, но даже отдельных автоматчиков противника. С другой стороны, обработанные артиллерией и минометами участки не всегда занимались пехотой.
Все это указывает на отсутствие взаимодействия между пехотой и артиллерией, в результате чего дорогостоящие и с большим трудом доставляемые снаряды растрачиваются бесцельно.

6. За рассматриваемый период боевых действий выявилась неподготовленность подразделений 763-го стрелкового полка к ночным действиям. Неоднократные попытки командования дивизии использовать ночное время для активных боевых действий успеха не имели. Подразделения полка, по тем или иным причинам, фактически приступали к выполнению задач только после рассвета.

7. Лопата в бою используется совершенно недостаточно. Отрывка ячейки для стрельбы стоя считается иногда излишней даже в обороне, не говоря уже о создании наносных окопов там, где подпочвенные воды не позволяют глубоко рыть. Тем более считается излишним отрывать ходы сообщения, хотя бы оборона продолжалась в течение многих дней.
Между тем, отсутствие ходов сообщения неизмеримо увеличивает потери и крайне затрудняет управление обороняющимися подразделениями.

8. Имели место случаи несвоевременной подготовки к действию автоматического оружия, что замедляло введение в бой подразделений, или отказ в действии оружия во время боя вследствие загрязнения.
Оба этих случая являются исключительно результатом халатного отношения к оружию.

Характер действий артиллерии и минометов противника

1. Как артиллерия, так и минометы в течение дня меняли огневые позиции по неcколько раз (для минометов - до 3 - 4 раз в сутки). Несомненно, противник имел для каждой батареи по несколько запасных огневых позиций. По-видимому, запасные огневые позиции располагались компактно, но в разных районах для каждой батареи.

2. Противник вел огонь массированно, методом огневых налетов, при этом огонь артиллерии комбинировался с огнем минометов. Огонь велся по площадям, скачками вперед - назад, влево - вправо.
Потери от огня небольшие, но моральный эффект значительный. Обнаруженные за период боевых действий три орудия полковой артиллерии и два орудия батальонной артиллерии противника действовали как орудия кочующие, стрелявшие с открытых огневых позиций путем выкатывания с обратных скатов.

3. Основным методом целеуказания можно считать ракеты и трассирующие пули, выпускаемые корректировщиками, находящимися у переднего края. Возможно, что корректировщики связаны с наблюдательными пунктами телефоном."

-2