Найти тему
История войн и оружия

Топливный кризис в советской авиации накануне войны

С началом второй мировой войны в СССР началось широкое развертывание авиационной промышленности. В сентябре 1939 г. Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление в короткие сроки реконструировать 9 предприятий и построить 9 новых.

В развитие этих планов на конвейер встали самолеты новых типов Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2 и другие самолеты, для которых требовался качественный высокооктановый бензин. В период с 1 января 1939 г. по 22 июня 1941 г. было выпущено 17 745 боевых самолетов, в том числе 3 719 - новых типов.

Но в СССР были давние проблемы с топливом для авиации. Начальник Управления снабжения горючим РККА Котов на утреннем заседании Комиссии Главного Военного Совета Красной Армии 8 мая 1940 г. заявил, что плохо обстоит дело с обеспечением армии высокооктановым топливом для авиации. В 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах переработали 29,414 тыс. тонн нефти и получили 883,6 тыс. тонн авиационного бензина. Из полученного бензина большая часть была с невысоким октановым числом - от 70 до 74, такое топливо годилось для устаревших самолетов И-15, И-153, И-16, ТБ-1, ТБ-3 и ДБ-А. Для новых боевых самолетов Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2 и Су-2 требовался авиационный бензин Б-78 потребность в котором удовлетворялась всего на 4 %.

Все это было из-за специфики советских НПЗ, которые в первую очередь гнали мазут, а производство легких бензинов составляло только 20 %.

Не все ладно было с обучением пилотом из-за дефицита топлива. В 1940 г. на совещании командного состава Красной Армии командующий ВВС Ленинградского военного округа генерал Александр Новиков говорил, что с июля - июня прекращается подача бензина летчики прекращают летать, нормальная подача топлива начинается с октября, когда размокают аэродромы и портится погода.

В 1940 г. общий расход топлива в Красной Армии составил только 1,1 млн. тонн. Начальник Управления снабжения горючим генерал-майор Котов говорил, что с 1940 г. армия получает ГСМ (горюче-смазочные материалы) с перебоями. В 1941 г. Госплан при СНК СССР должен был покрыть потребности НКО СССР в следующих размерах: по автобензинам на 46 - 75 %, по авиабензинам на 91 %, но обеспеченность по авиабензину Б-78, дизтопливу и дизсмазке по сравнению с другими сортами ГСМ крайне низка.

В мобилизационных запасах Наркомата обороны на 1 июля 1940 г. было 286,9 тонн ГСМ. К 1 мая 1941 г. объем запасов должен был быть увеличен в 4,3 раза до 1 236 тыс. тонн ГСМ.

-2

Из-за дефицита горючего Главное управление ВВС в мае 1941 г. отметило низкую огневую подготовку пилотов на современных машинах, налет составлял только 12 часов. Поставки топлива при этом продолжали уменьшаться. Создавался мобилизационный резерв 16 июня 1941 г. выходит постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1624-684 сс. «О сокращении потребления высокооктановых бензинов в ВВС КА».

Не лучше было положение с горючим в народном хозяйстве. Октановое число автомобильного бензина составляло только 56, по данным ГАИ НКВД, в 1940 г. отечественные автопредприятия обеспечивались топливом от 20 % до 70 %. Из-за дефицита топлива в хозяйствах использовали различные заменители: бензол, пиробензол, лигроин и другие.

На тот момент нефтеперерабатывающая отрасль находилась в отдаленных от центральной части страны районах: на Апшеронском полуострове и в Грозном. Беда была и с производством высооктанового бензина, один бакинский завод имени Сталина в 1940 г. выпускал 383,8 тыс. тонн авиабензинов Б-78, Б-74, Б-70, что составляло 43,4 % всего объема авиационного горючего в СССР. Доля Б-78 в годовом объеме была не больше 10 %.

Для решения топливной проблемы советское руководство разработало весьма подробный план.

Согласно проекту плана развития народного хозяйства на 1941 г., прирост мощностей по крекингу должен был составить 600 тыс. т, по изооктановым установкам — 87 тыс. т, по алки-бензиновым установкам — 65 тыс. т. Должно было быть форсировано строительство III и IV очередей Уфимского, II и III очередей Московского, I очереди Комсомольского, I очереди Сызранского, II очереди Осипенского, II очереди Херсонского нефтеперерабатывающих заводов, а также заводов № 4 в Шаумянском районе, №9 и №11 в Баку, заводов №2, №3 и №9 в Грозном, завода №3 в Воронеже. Было запланировано начало строительства нефтеперерабатывающих заводов в Молотове, Армавире, Красноводске, Бутуруслане. Также в план капитального строительства на 1941 г. было включено строительство завода крекинг-оборудования в Сталинграде.

Мелия А.A. Мобилизационная подготовка народного хозяйства СССР – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

В Ленинграде монтировали опытную установку для отработки технологии каталитического крекинга, в Ярославской области на Константиновском заводе им. Д. И. Менделеева строили опытную установку парофазного окислительного крекинг-процесса.

Как и в Германии в 1939 г. решили строить 8 заводов по производству синтетического горючего из каменных и бурых углей. Они должны были выпускать по 200 тыс. тонн бензина в год. Заводы должны были построить во Владивостоке, Черемхове, Московской и Ивановской областях, на Колыме, в Бурятии, а также в Гдове и Сызрани.

Но времени уже не было, те же немцы свои заводы начинали строить в конце 20-х.

По оценке генерал-полковника Никитина в 1941 г. нефтянка могла обеспечить Наркомат обороны на год войны по авиабензину только на 26,6 %, по дизтопливу на 67,5 %, по авиамаслам на 11,1 %.

Нехватка высокооктанового горючего сильно била по ВВС в период резкого роста ее численности. Зимой 1940 - 1941 гг. в Западном Особом военном округе на новых самолетах проводили только аэродромные полеты и стрельбу в воздухе. В Киевском Особом военном округе в январе и феврале 1941 г. воинские части получали авиабензин Б-74 и Б-78 только 8 % от потребности. Помимо этого много топлива терялось из-за содержания его в бочках, вместо цистерн. В Ленинском военном округе топлива хватало только на 30 % летной программы.

В мае в Московском военном округе 24-я истребительная авиадивизия имела только половину требуемого бензина неприкосновенного запаса, 23-я дивизия не имела неприкосновенного запаса вообще, часть самолетов стояли с пустыми баками.

-3

На начало войны Служба горючего Красной Армии располагала 247 стационарными складами и базами горючего суммарной ёмкостью по наливу 653 тыс. м3.

При этом 90 % армейских складов располагались в приграничных военных округах. За первый месяц войны потеряли 73 стационарных склада ёмкостью 171 тыс. м3, за следующие три еще 460 тыс. тонн горючего, удалось эвакуировать только 60 тыс. тонн.

Перед руководством страны встала проблема обеспечения армии горючим. Красная Армия была вынуждена сражаться в условиях дефицита боеприпасов и топлива против подготовленного противника с отлаженной системой материально-технического обеспечения.

Спасибо за прочтение.

Источник. http://alternathistory.com/goryuchaya-problema-sovetskoj-aviatsii/