Вся старообрядческая община Нижегородской области пребывала в волнении... Великий благотворитель всех скитов, купец, который гулял на царских свадьбах, странный богатей Николай Бугров в третий раз остался вдовцом... Что-то теперь будет?
Неизвестно, что за рок преследовал великого благотворителя и мецената Нижегородской губернии - Николай Бугрова. Был он истино верующим, 45% своего дохода отдавал на благотворительность, старообрядцы на него молились.
С первой женой (само собой, староверкой) он прожил 7 лет, первенца Александра (в честь деда названного) успел понянчить, порадоваться семейной жизни, но унесла проклятая болезнь и жену, и сына.
Пуще прежнего стал заниматься благотворительностью несчастный вдовец. Женился второй раз.
Вторая жена родила ему двух девочек, и опять смерть, словно в насмешку, как языком "слизала" всех троих, оставив его на этой грешной земле... Зашептался народ...
Безутешен был молодой купец. Все у него было - денег не счесть, бизнес по всей России, заграницу зерно поставлял. Все было, а семьи не было...
И отец его, и дед - жили одним браком, у всех по единой жене, дети, семья. А он - за чьи грехи страдает? Почему как "белая ворона"? В чем перед Богом провинился?
Третью жену ему подобрали совсем юную, здоровую, сильную красавицу. У на тебе - года не протянула... В 36 лет остался молодой купец трижды вдовцам.
Тут уж народный шепот в смелые разговоры перешел: "Согрешил, видать! Или сам, или за грехи отцов расплачивается! Довольно девок переводить!"
И святой отец - беглый поп - тоже сказал: "Три раза женился - более по нашему закону нельзя!" Здоровый, "как медведь на задних лапах" (как описывали современники), властный и крепкий, привыкший мало говорить, купец угрюмо ответил: "Но ведь буду грешить, батюшка!"
"То не грех, то телесное испытание!" - ответил святой отец.
Как держал испытание Николай Бугров? Дело известное, грешил. Злые языки поговаривали о страшном разврате, который творил молодой вдовец. Будто бы все скиты были ему как крепостные. Будто в храме выбирал он девку, которая по нраву, покрасивше да порезвее.
Наслаждался с ней, любовался, пока желание было, а потом подбирал ей жениха из своих, из староверов, дарил большое приданое и замуж выдавал. И будто бы давал он молодой семье такую «отметину»: на селе Сейма строил им одинаковые домики по 2 окна, да красил яркими веселыми цветами. И цвела вся Сейма следами разврата «некоронованного короля» Нижнего Новгорода, как тогда говаривали.
И никто будто в обиде не был: не роптал, не жаловался, все баловство купца было «шито-крыто». А про жён поговаривали в народе, будто была у Бугрова домоправительница, влюблённая в него как кошка. Она, дескать, жён законных и травила.
Только все эти разговоры пошли после революции, когда надо было «замарать» имя купца-благодетеля, а то непонятно было - против кого боролись? Столько он своего дохода городу пожаловал - не перечесть!
Сам же одевался скромно, все в чёрном кафтане, есть любил щи да хлеб, дом имел ладный, но простой, дворцов не строил.
Позже, когда можно стало и правду сказать, появились свидетельства очевидцев, которые рассказали, что у работников Бугрова было в Сейме строительство домов вроде ипотеки, и дома были все типовые.
А девиц - сирот и бесприданниц из старообрядцев он всегда одаривал приданым, таков был порядок. Когда Николая Бугрова не стало, сестра его продолжала дело брата, ибо он завещал 90% имущества тратить на благотворительность.
Был грешен купец, был... воспитывал незаконнорождённых дочь и сына от разных женщин. Но, сдаётся мне, "грех" этот он искупил с лихвой своим меценатством. Мать любимой дочери - вдову - он не обижал, а с дочери так просто пылинки сдувал. С сыном отношения не сложились...
Как же легко любого человека опорочить! Особенно когда его уже нет. Вот тебе и коллизии истории. Делай добро людям, а они все перевернут со злобы да зависти. А Вы с такими «историческими перевертышами» встречались?